Представители донских вузов рассказали о проблемах перехода на «удаленку»
Сложности, возникающие в связи с переходом вузов на онлайн-обучение, связаны больше с вопросами психологической трансформации участников учебного процесса, и в меньшей степени с техническими моментами. Об этом рассказали представители вузов Ростовской области 7 апреля в ходе видео-конференции, организованной на онлайн-площадке «РБК Ростов».
В рамках видео-конференции под названием «Сидим дома: как донские вузы работают в условиях коронавируса» представители донских вузов поделились подробностями перехода на удаленное обучения в условиях режима самоизоляции.
Основатель и ректор Института управления бизнеса и права Ирам Акперов отметил, что техническое оснащение само по себе не является определяющим фактором перехода на «удаленку».
«Наличия ресурсов, технологий, техники, компьютеров и всякой аппаратуры абсолютно недостаточно, чтобы вузы могли очень быстро и эффективно перейти на новую систему обучения. Очень важно, насколько готовы коллективы, педагоги. Тут проблема не техники, а педагогов. До сих пор, к сожалению, у нас еще не совсем сформировалась цифровое сознание, цифровая культура, у многих наших педагогов. Поэтому главный ресурс нашего вуза в том, что педагоги были психологически готовы к этому», — сказал Акперов.
Проректор Ростовского государственного университета путей сообщения Александр Челохьян сообщил, что мощностей вуза хватает, чтобы не вносить изменений в расписание занятий. «Когда нужно было работать тысячам одновременно, а у нас порядка 50 занятий одновременно ведется, то расписание мы сохранили полностью. В принципе готовы и дипломные проекты защитить», — уточнил проректор.
«Базовый вопрос здесь касался не только технической грамотности, но и вопросов самоорганизации, вопросов внутренней дисциплины и внутренней культуры, которые подразумевают определенную этику в информационном образовательном пространстве. И это действительно сейчас для нас ново, и мы это осмысляем не только с преподавателем, но и со студенческим сообществом», —рассказала и. о. проректора по образовательной деятельности ЮФУ Гульнара Ломакина.
Все участники конференции отметили, что в том или ином виде удаленное образование было внедрено в учебный процесс задолго до пандемии коронавируса. И это общая тенденция для вузов в РФ, которая подкрепляется требованиями образовательных стандартов. Преподаватели и студенты уже умели работать по такой схеме, поэтому именно технических проблем с переходом на удаленное образование не возникло.
Основная сложность состоит в том, чтобы внести коррективы в учебный процесс, т. к. очное ведение занятий и онлайн-режим все-же сильно отличаются.
«Дело в преподавателях, и дело не в том, что есть какой-то протест, проблема в понимании самой сути „дистанта“. Когда ситуация поставила тебя в необходимость отсутствия полного очного контакта со студентом, ты понимаешь, насколько это сложно, тебе нужно переосмыслить весь твой курс. Тебе нужно переосмыслить принцип контакта со студентами», — пояснил проректор по учебной работе Донского государственного технического университета Владимир Колодкин.
Напомним, в середине марта Министерство науки и высшего образования РФ порекомендовало высшим учебным заведениям страны переходить на дистанционное обучение студентов в связи с введением мер по профилактике коронавирусной инфекции.