В Прикамье идет выставка о политрепрессиях, созданная на основе архива СБУ


Стенды с бандеровцами, изменниками Родины и диссидентами отныне доступны жителям Добрянки на выставке «Пермские политлагеря», организованной обществом «Мемориал», сообщает 5 сентября корреспондент ИА Красная Весна.

В читальном зале архивного отдела администрации Добрянского муниципального района на десятке с лишним разноцветных стендов представлена информация о деятельности в Пермском крае исправительно-трудовых колоний 35, 36 и 37 в период 1972–1992 гг. Сформировать представление о «политлагерях» посетители должны посредством ознакомления с историями судеб осужденных, отбывавших там наказание.

«В первую очередь выставка посвящена правозащитникам, диссидентам, активно выступавшим за соблюдение прав человека в стране Советском Союзе» — говорится на сайте пермского отделения общества «Мемориал».

Однако на информационных стендах в качестве «политзаключенных» представлены, в том числе, бандеровцы, перебежчики, изменники Родины и другие опасные государственные преступники.

Изображение: Виталий Попов © ИА Красная Весна
Информационный стенд выставки «Пермские политлагеря»
Информационный стенд выставки «Пермские политлагеря»

В частности, на одном из стендов под названием «Националисты» жители Добрянки могут узнать, что данная категория заключенных была второй по численности в пермских колониях.

«Большинство из них составляли украинцы, литовцы, эстонцы и латыши, участники борьбы за независимость своих республик, как вооруженной, так и мирной», — сообщается на информационном стенде.

В качестве примера приводится краткая справка с фотографией о бывшем заключенном Левко Лукьяненко — украинском националисте, приговоренном сначала к расстрелу, замененному затем 15 годами заключения. Известно, что Лукьяненко являлся ярым бандеровцем и русофобом, однако эта информация на стенде отсутствует.

Так, в статье «Мой долг — написать о людях, которые боролись за Украину» Лукьяненко утверждал«Я жил в заключении с тремя поколениями борцов за свободу и независимость Украины. Это прежде всего поколение националистов ОУН-УПА (организация, деятельность которой запрещена в РФ), которое воевало за независимость Украины против всех захватчиков вплоть до 1956 года… Питаю в сердце надежду, что молодое поколение начнет уважать могилы казацкие, гайдамакские, петлюровские, бандеровские…».

Помимо Лукьяненко чести попасть в мемориальские списки заключенных политлагерей удостоились такие личности, как Василь Овсиенко и Балис Гаяускас. Первый — такой же бандеровец, второй — из числа «лесных братьев».

Активист пермского отделения движения «Суть времени» Сергей Вилисов считает появление бандеровских стендов на выставке «Мемориала» закономерным.

«Здесь нет ничего удивительного, стоит вспомнить музей „Пермь-36“ в бытность под руководством „Мемориалом“. Там тогда говорили, что Сталин хуже Гитлера, рассказывали байки о страданиях „политзаключенных“, что у украинских националистов „своя правда“. А о том, что в пермских колониях 35, 36 и 37, помимо так называемых диссидентов, сидели террористы, предатели, пособники нацистов, — об этом почему-то умалчивали, пока мы не стали данную тему поднимать. Хорошо, что выставка в Добрянке скоро заканчивает свою работу, мы поработаем над тем, чтобы она больше никогда и нигде не открывалась», — заявил Вилисов.

В описании к выставке сообщается, что при ее создании в качестве источников использовались материалы как отечественных государственных архивов, так и Отраслевого государственного архива Службы безопасности Украины. Ранее добрянское издание «Зори плюс» сообщало, что выставка подготовлена пермскими учеными и сотрудниками краевого «Мемориала» при поддержке Министерства культуры Пермского края и Фонда Президентских грантов.

Отметим, что деятельность музея «Пермь-36», созданного на базе исправительно-трудовой колонии ВС 389/36, неоднократно становилась предметом политических баталий. До 2014 года музейным комплексом управляла организация АНО «Пермь-36», одним из учредителей которой было пермское отделение общества «Мемориал». Патриотическая общественность неоднократно обвиняла руководство музея в недостоверном освещении исторических событий, очернении советского периода, выставлении опасных государственных преступников в виде героев диссидентского движения. В дальнейшем АНО «Пермь-36» сначала была внесена в реестр НКО-иностранных агентов, а затем ликвидирована. Музей перешел под управление государственного учреждения.