Война в Ливии — это бой за место в мире — Asia Times

Изображение: https://www.msb.gov.tr/
Министр обороны Турции Хулуси Акар
Министр обороны Турции Хулуси Акар

Страны Европы и Ближнего Востока выясняют в Ливии, кто будет определять стратегию будущего, пишет эксперт Файзал Аль Яфай в статье от 23 июля гонконгского издания Asia Times.

Происходит решительный поиск влияния среди европейских стран и стран Ближнего Востока, борьба за лидерство. Новый лидер сможет диктовать условия будущего ливийского мирного урегулирования и, следовательно, создать стабильный союз стран и политические тренды на территории от Берлина до Каира. Бои стран за будущее Ливии — это поистине бои за свое место в мире, отмечает аналитик издания.

Разногласия по Ливии сейчас распространяются по всему Средиземноморью. Ситуация в Ливии острее, чем война в Сирии. «В столицах на всем Ближнем Востоке и в Европе идет битва по доверенности», — отмечает эксперт.

Иногда кажется, что конфликт связан с политическим будущим Ливии, как тогда, когда Турция и Египет оказали поддержку противоположным сторонам в гражданской войне. Иногда кажется, что конфликт вызван промышленной конкуренцией, и в стране активны как французский энергетический гигант Total, так и итальянская Eni. И иногда, как во время морского инцидента между Францией и Турцией в июне, кажется, что все связано с борьбой за лидерство в НАТО.

Если в данный момент основное внимание привлечено к Турции, то это потому, что именно Турция приняла рискованные политические решения, которые, если не оспорить, то приведут к серьезному укреплению страны в регионе. Но никто, от Берлина до Каира, не хочет видеть это, отмечает Аль Яфай.

Турция находится не в лучших отношениях с другими странами региона. Сирийский кризис и ситуация с мигрантами испортили отношения Анкары с Берлином. При этом «близкие» отношения с Москвой и давний блок с НАТО тоже полны противоречий.

Настолько же непроста ситуация и в Средиземном море.

В последнее десятилетие огромные газовые месторождения были открыты в Восточном Средиземноморье. Эксплуатация этих месторождений наносит непоправимый политический ущерб каждой стране в этом районе.

Египетское месторождение Зохр, открытое только в 2015 году, особенно важно. Это крупнейшее газовое месторождение в Средиземном море, проект по его разработке объединяет энергетические компании из Италии, ОАЭ и России со всеми вытекающими из этого политическими соображениями.

В ноябре прошлого года Турция и ливийское Правительство национального согласия (ПНС) в Триполи подписали соглашение о морских границах. Это соглашение может повлиять на предлагаемый газопровод из Восточного Средиземноморья в Европу. В пику этому соглашению на прошлой неделе посол Греции в Каире дал понять, что две страны близки к завершению заключения своего собственного соглашения по морским границам.

Это разногласие, хотя и выраженное в сложных терминах морского права, является чрезвычайно сильным и затрагивает каждую страну в этом регионе.

Турция делает большие ставки в Ливии и надеется, что международное сообщество — как и в случае с Сирией — настолько отвлечено внутренними проблемами и разделено, что не может последовательно противостоять этой политике.

Ливия превращается в самое опасное место для столиц Европы и Ближнего Востока. Пока ни у кого не хватило смелости назвать имя нового проекта, реализуемого в Средиземноморье.