Доктор юридических наук назвал бредом положения закона о семейном насилии
В случае принятия законопроекта «О профилактике семейного-бытового насилия», размещенного на сайте Совета Федерации ФС РФ, неизбежно появятся люди, провоцирующие на насилие, заявил доктор юридических наук, профессор РГПУ им. А. И. Герцена, президент Санкт-Петербургского международного криминологического клуба Дмитрий Шестаков 16 января на круглом столе в Санкт-Петербурге, посвященном обсуждению законопроекта.
Читайте также: В Петербурге раскритиковали законопроект о насилии над семьей
Шестаков сообщил, что в постсоветское время законодательство в России, включая земельное и уголовное, разрабатывались по американским лекалам. Он сам участвовал в рабочей группе по разработке первого законопроекта о противодействии семейному насилию (1996 год) и может свидетельствовать, что члены группы были окружены американскими экспертами.
Этот законопроект никем не продвигался и не был принят. Он был основан на диалектическом подходе, который заключается в том, что причины конфликтов в семье рассматриваются не как односторонние, а как столкновение противоречий двух сторон.
Доктор юридических наук отметил, что продвигаемый сегодня законопроект, основанный на воинствующем феминизме, писали не юристы, поскольку понятие семейно-бытового насилия в законопроекте является полным бредом. Как указал Шестаков, если это «насилие» не содержит признаки административного правонарушения или преступления, то и предупреждать нечего.
Читайте также: Физик отметил нелогичность аргументов сторонников закона о домашнем насилии
Шестаков рассмотрел криминогенные положения обсуждаемого закона. По мнению криминолога, ряд положений будет явно способствовать совершению определенных преступлений. Например, ядром закона являются защитные предписания, которые предполагают удаление «виновного» лица из совместно занимаемого жилища, даже если «нарушитель» является собственником.
«Наверняка будет очень много случаев мошенничества: люди, как правило, приезжие, будут вступать в брак, а потом провоцировать на насилие, тем более, что по этому законопроекту и доказывать ничего не надо. Обратился в полицию, и сразу полицейский выпишет защитное предписание либо обратится в суд за судебным защитным предписанием. И человек будет отстранен от владения собственным жильем. Эти предписания делают законопроект совершенно неприемлемым», — заявил юрист.
Он отметил, что идея таких защитных ордеров вытекает из международных соглашений. Это Стамбульская конвенция Совета Европы о предотвращении и борьбе с насилием в отношении женщин и насилием в семье (2011), а также Модельного законодательства ООН о насилии в семье (1997).
Другими неприемлемыми положениями Шестаков назвал индивидуальную профилактику семейного насилия и специализированные программы для «нарушителей». Он подчеркнул, что и в том, и в другом случае речь идет только об одной стороне конфликта.
По словам ученого, существуют исследования, доказавшие неэффективность действия таких односторонних программ. По мнению юриста, при решении семейных конфликтов, связанных с семейным насилием, необходима психологическая помощь — так называемая групповая терапия. «Люди должны учиться преодолевать конфликт», — сказал Шестаков.
Криминолог подчеркнул, что проблема действительно существует, но нужен не локальный закон о семейном насилии, а концепция противодействия внутрисемейным преступлениям. Среди принципов этой концепции необходимо зафиксировать неприемлемость специальных «семейных» или «противоженских» составов преступлений, диалектическую основу (предполагающую, что в конфликтах всегда виноваты обе стороны) и избегание международных соглашений, базирующихся на односторонних концепциях либо не учитывающих особенности государств-участников.
Напомним, круглый стол был организован Общественным уполномоченным по защите семьи в СПб и Ленобласти совместно с Координационным советом патриотических сил Петербурга и Ленобласти. Целью ставилась подготовка согласованного мнения и юридического заключения для учета в итоговом мнении Общественной палаты Санкт-Петербурга по поводу обсуждаемого законопроекта. Эксперты раскрыли юридическую несостоятельность концепции законопроекта и возможные негативные последствия в случае его принятия, представили данные о зарубежном финансировании кампании по продвижению законопроекта.
Отметим, Дмитрий Шестаков в советское время занимался темой преступности в семье. Его кандидатская диссертация называлась «Конфликтная семейная ситуация как криминогенный фактор» (Москва, 1977), докторская — «Криминологические проблемы семейных отношений» (Ленинград, 1986).