Эксперт рассказал, как Россия ответит на ликвидацию конвенции Монтре

Юрий Бялый [Андрей Алексеев © ИА Красная Весна]
Юрий Бялый [Андрей Алексеев © ИА Красная Весна]

Россия не сможет перехватить у НАТО инициативу по строительству канала «Стамбул», поэтому придется отвечать на этот вызов военно-техническими мерами, заявил вице-президент Международного общественного фонда «Экспериментальный творческий центр» Юрий Бялый в интервью ИА Красная Весна.

Так эксперт прокомментировал заявление президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана о скором старте строительства судоходного канала «Стамбул», который соединит Черное и Мраморное моря в обход пролива Босфор и угрожает конвенции Монтрё.

Он отметил, что появление альтернативы Босфору позволит тяжелым военным кораблям НАТО «неограниченно гулять» в акваторию Черного моря. Этот факт поставит перед Россией стратегические вопросы по поводу Закавказья и Предкавказья и в целом приведет к «скукоживанию» южного пояса безопасности России.

«А поскольку дипломатия кончилась от слова „совсем“, то отвечать придется в основном военно-техническими мерами», — заявил вице-президент Международного общественного фонда «Экспериментальный творческий центр». В связи с этим, одним из вариантов ответа на эту угрозу эксперт видит в демонстративном снабжении российских вооруженных сил в Крыму и на Черном море соответствующим ракетно-ядерным высокоточным оружием.

«Но и это наших „партнеров из НАТО“ вряд ли остановит. Нужно будет посылать более внятные и серьезные сигналы. Думаю, если Россия заявит, что расценивает неограниченное открытие Черного моря для кораблей НАТО как экзистенциальную угрозу, на которую она вправе реагировать ЛЮБЫМИ — подчеркну, ЛЮБЫМИ средствами, — тогда западные „партнеры“, надеюсь, задумаются», — заключил Бялый.

Отметим, конвенция Монтре о статусе проливов, подписанная в 1936 году, регулирует судоходство в проливах Босфор и Дарданеллы и в Мраморном море. В ней оговаривается, что торговые суда всех государств в мирное и военное время (когда Турция является невоюющей стороной) пользуются полной свободой прохода и плавания в черноморских проливах днем и ночью независимо от флага государства и перевозимого груза без каких-либо формальностей.

Кроме того, конвенция ограничивает в мирное время проход через проливы военных кораблей нечерноморских государств или прибрежных стран. Страны, имеющие выход к Черному морю, в ряде случаев могут проводить через проливы свои подводные лодки, а также крупные корабли без ограничения тоннажа при соблюдении определенных конвенцией условий.

За соблюдением конвенции следит Турция. Если она окажется в состоянии войны или под угрозой войны, то может разрешать или запрещать проход через проливы любых военных судов. Если Турция в войне не участвует, то проливы закрывают для прохода военных кораблей воюющих стран.