В Петербурге память Летова почтили граффити

Изображение: vk.com/yav_zone

Граффити с изображением культового рок-музыканта Егора Летова разместила арт-группа «Явь» 17 февраля в Некрасовском парке Санкт-Петербурга, сообщается на официальной странице сообщества в социальной сети «ВКонтакте».

Граффити, нарисованные на стене одного из парковых помещений, сопровождаются цитатой из песни «Посвящение А. Кручёных» (русский и раннесоветский поэт-футурист). «Никто не хочет всех спасти и быть за то распятым, но каждый любит погрустить о всяком непонятном», — гласит надпись под портретом.

Стоит подчеркнуть, что эти слова на самом деле принадлежат не Летову, а Мирославу Немирову из группы «Инструкция по выживанию», с которой Егор плотно сотрудничал на рубеже 1980-х и 1990-х гг.

Представители арт-группы «Явь» также сообщили, что при подготовке граффити им пытались помешать расклейщики противозаконных рекламных материалов. «Будка была заклеена рекламными афишами, мы стали их убирать, и, конечно, краска отвалилась вместе с ними, а под афишами мы увидели рекламу наркотических средств», — сообщается на официальной странице сообщества.

Размещение граффити приурочено к дате кончины Летова, которая приходится на 19 февраля 2008 года. Именно в тот день рок-музыкант был найден мертвым у себя в квартире на 44-м году жизни. Официальной причиной смерти была объявлена острая сердечная недостаточность, хотя по поводу инцидента до сих пор ходит множество непроверенных слухов.

Отметим, Егор Летов известен как бессменный лидер омской рок-группы «Гражданская оборона», а также множества сопутствующих сайд-проектов. В андеграундной среде этот самобытный коллектив и по сей день имеет культовый статус. Музыкальные обозреватели и коллеги по цеху неоднократно называли Летова после его смерти «патриархом» и «крестным отцом» русского панк-рока и пост-панка.

Примечательно, что бескомпромиссность в творчестве переплелась у Летова с не меньшим политическим радикализмом. Так, с 1994 по 1998 гг. рок-музыкант состоял в Национал-большевистской партии (НБП) Эдуарда Лимонова (организация, деятельность которой запрещена в РФ). Впрочем, в 2004 он публично отмежевался как от НБП, так и от любых других политических сил.

С именем Летова связан недавний скандал, когда инициативная группа предложила назвать в честь музыканта аэропорт города Омска. Это начинание не получило поддержки у кураторов проекта «Великие имена России», и предложенная кандидатура была исключена из списка претендентов. Многие лидеры общественного мнения возмутились подобным решением, а по Сети даже стартовала серия флэшмобов под тэгом #вселетитпоплану в поддержку кандидатуры Летова.

Однако нашлись и те, кто занял диаметрально противоположную позицию по этому вопросу. Так, в частности, Владимир Соловьёв заявил, что называть аэропорт в честь Летова некорректно по тем же причинам, по которым воздушной гавани нельзя присвоить имя поэта Ивана Баркова. Очевидно, журналист намекал на присутствие в текстах Летова ненормативной лексики.

Читайте также: Соловьёв сравнил Егора Летова с поэтом-матерщинником Барковым

Отметим также, что акции и перформансы петербургской арт-группы «Явь» носят контркультурный, а иногда и откровенно абсурдистский характер. Так, однажды ее участники устроили на Марсовом поле «митинг снеговиков», намекая, по всей видимости, на бесполезность массовых протестов в современной России. Девизом коллектива является цитата из песни «Перемены» панк-группы «Порнофильмы»: «Здесь переменами станем мы».

Комментарий редакции

Несмотря на всю андеграундность Летова, любовь к его достаточно глубокому и сложному творчеству всё же предполагает некоторый уровень культуры. Если бы речь шла о временах 25–30-летней давности, то мы могли бы предположить, что на месте граффити в Некрасовском парке стихийно появится «стена Летова» по аналогии со знаменитой стеной Цоя в Москве.

Однако теперь стены в парках и скверах преимущественно заполняются уже не надписями в стиле «Цой жив!» и даже не ненормативной лексикой, а рекламой наркотиков и других сомнительных товаров и услуг. Всё это говорит о тотальном обескультуривании, которое началось как раз во времена Цоя и Летова, но по-настоящему «разгулялось» только сейчас.