Введение налога на богатство в Германии назвали ползучей экспроприацией

Изображение: Маринус ван Реймерсвале. XVI век
Сборщики податей (фрагмент)
Сборщики податей (фрагмент)
Сборщики податей (фрагмент)

«Ползучей экспроприацией» назвали налог на богатство в размере 1% в Ассоциации семейных предприятий Германии, занимающихся землей и лесом (FABLF), 20 сентября сообщает немецкий новостной портал Agrarheute.

По мнению земледельцев, налог на богатство является чрезвычайно тяжелым бременем для фермеров и лесников: пахотные земли и леса составляют значительную часть бизнес-активов семейных предприятий. В то же время эти районы являются источником существования фермерских хозяйств.

Ставка налога на богатство в один процент означает уменьшение чистого дохода фермерских хозяйств от минимум 29% до 54%. В лесном хозяйстве доход падает от 14 до 29%.

Об этом свидетельствует репрезентативное исследование, проведенное Геттингенским университетом Георга Августа и FABLF. По оценкам FABLF, около 75% всех сельскохозяйственных предприятий и 40% площадей частных лесов в Германии облагаются налогом на имущество.

Основной вывод исследования: налог на богатство увеличивает предпринимательский риск для сельскохозяйственных и лесных хозяйств. Налогообложение богатства уменьшает уже облагаемую налогом прибыль, уменьшает базу собственного капитала и может повлиять на суть бизнеса. Потому что данный налог действует независимо от того, приносят ли активы, то есть пахотные и лесные площади, доход.

Возобновление введения налога на богатство активно и неоднозначно обсуждается различными партиями в ходе нынешней избирательной кампании в Бундестаг. В предвыборных манифестах Социал-демократической партии Германии (СДПГ) за 2021 год, например, есть формулировка: «Мы хотим вернуть в действие налог на богатство. Вот почему мы, среди прочего, введем умеренную единую ставку налога в один процент для очень крупных активов».

«Налог на богатство чрезвычайно сильно ударит по фермерам и лесоводам, потому что он радикально приведет к постепенной дестабилизации и сокращению хозяйств. Говоря откровенно, когда дело доходит до налога на богатство в нашей отрасли, мы имеем дело с ползучей экспроприацией», — заявил Макс фон Эльверфельдт, председатель семейной компании Land und Forst.

«Фермы в настоящее время всё чаще вынуждены самостоятельно компенсировать неурожай из-за сильной засухи, проливного дождя или града. Многие из наших компаний-членов, особенно в лесном секторе, уже потеряли значительную часть своего состояния и, следовательно, свою прибыльность в результате экстремальных погодных явлений последних нескольких лет», — добавил фон Эльверфельдт.

Эксперты подчеркивают также, что налог на богатство означает дополнительный, трудно поддающийся расчету политический риск для сельского и лесного хозяйства. В большей степени, чем любая другая профессиональная группа, исходная ситуация для фермеров и лесоводов уже очень сильно зависит от политических решений и связанных с ними изменений — например, повышения требований к охране природы и климата.

Напомним, общий налог на богатство взимался в Германии до 1997 года. Он касался как физических, так и юридических лиц. Ставка налога для физических лиц составляла 0,5%, а для юридических лиц — 0,6% от налогооблагаемых активов. С 1 января 1995 года ставка налога для физических лиц была увеличена вдвое. При этом сельскохозяйственные и лесные активы остались тогда освобожденными от этого дополнительного увеличения налога.