Византийский крест и молот Тора встретились под Зарайском


Об участии реконструкторов из Жуковского в фестивале «Зарайский ратный сбор» рассказал активист клуба «Белая рысь» 29 июля корреспонденту ИА Красная Весна.

Одна из площадок «Зарайского ратного сбора» привлекла наше внимание тем, что на ней отсутствовала дохристианская и западноевропейская символика. Человек в доспехах и плаще представился корреспонденту как Виктор и ответил на его вопросы.

Виктор сообщил, что живет в городе Жуковский и состоит в центре живой истории «Белая рысь». Реконструкторская деятельность центра уделяет особое внимание Южной Руси (Киев, Чернигов) периоду IX–XI века, временам Ярослава Мудрого.

Корреспондент: Почему именно этот период вас заинтересовал?

Виктор: Так сложилось, что в период формирования реконструкторской базы пришлось собирать комплект такого раннего Средневековья. Пятнадцать раз переделаешь, пересоберешь, и на выходе уже пытаешься сделать что-то аутентичное.

По словам активиста, клуб взаимодействует с другими столичными сообществами реконструкторов, в частности для них представляют интерес события Великой Отечественной войны. Подобное взаимодействие позволяет «Белой рыси» заниматься организацией культурно-массовых мероприятий исторического формата.

На фестивале под Зарайском клуб представил довольно обширную программу.

Корреспондент: Если говорить о Зарайском ратном сборе, что вы здесь делаете, чем для вас является это мероприятие?

Виктор: Мы здесь сделали состязание дружин, и здесь представляем русский исторический лагерь. К сожалению, интерактивную работу уже закончили. Здесь была русская письменность, были настольные игры Древней Руси, ткачество, гончарное производство.

Вместе с тем оказалось, что Зарайский ратный сбор стал площадкой, на которой собрались люди с очень разной позицией. Буквально напротив лагеря Виктора стояла палатка, в которой был представлен солидный ассортимент оберегов, в том числе лунницы, секиры Перуна, молоты Тора, знаки Черного Солнца и «изделия, являющиеся художественной фантазией автора».

Изображение: Александр Спиваков
Обереги и
Обереги и «изделия, являющиеся художественной фантазией автора»
автора»фантазиейхудожественнойявляющиеся«изделия,иОбереги
Изображение: Александр Спиваков
Щиты с символикой
Щиты с символикой
символикойсЩиты

Корреспондент: Еще, то, что касается духовной части: я ходил по лагерю, и обратил внимание на то, что продается много оберегов, знаков. Насколько вам это близко?

Виктор: Вы видите стяги и орнамент на шатрах (имеются в виду шатры на площадке клуба «Белая рысь», — прим. ИА Красная Весна)? Это византийский запрестольный крест второй половины XI века. Я ... не перевариваю неоязыческую тематику, я считаю себя человеком воцерковленным и стараюсь держаться догматов русского православия.

В подтверждение своих слов Виктор продемонстрировал копию новгородского креста X века и ответил на поздравление с годовщиной крещения Руси перед тем, как удалиться к палатке клуба.

Напомним, что реконструкторы стремятся воспроизвести события прошлого. При этом во главу угла ставится максимальное, вплоть до мельчайших деталей, соответствие костюма и снаряжения историческим образцам. На этом фоне для них весьма актуален вопрос, что нужно считать первоисточником. Особо остро это касается неспокойных времен, когда происходили большие перемены в общественной жизни.

Напомним также, «Зарайский ратный сбор» совпал по времени с празднованием 1030-летия крещения Руси. Примечательно, что, даже по прошествии более чем десяти веков после этого события, торговля предметами языческих культов занимает значительное место на фестивале реконструкторов.

Комментарий редакции

Погружение в альтернативную реальность во многом связано с вопросом об образе будущего. Приходится признать, что понятный и притягательный образ будущего в настоящее время не сформирован. В лучшем случае люди вынуждены довольствоваться длящимся настоящим с улучшениями, которые несет технический прогресс.

Но если люди не видят того, как в условиях современной реальности реализовать свой внутренний запрос на будущее, то игровая форма позволяет им это сделать. В принципе, если процесс важнее результата, то, казалось бы, почему бы и не поиграть? Особенно если знаешь, что, если не нарушать правила, то последствия поступков тоже будут носить игровой характер.

Играть тоже можно по-разному. Одно дело, когда участники схватывают суть событий, и тогда бытовые детали становятся несущественны. Другое дело, когда акцент делается на бытовых деталях, и в этом случае игра не приближает участников к пониманию процессов, в которые они, как им представляется, погружаются. В этом случае шансы извлечь из истории урок ничтожно малы, и, более того, невыученный урок транслируется гостям реконструкторского фестиваля. Внедрение подобного поверхностного подхода к истории работает на развитие разрушительных процессов в стране.