Погранслужба Польши закупила турболеты, но на них некому летать
Закупку Польшей самолетов Turbolet L-410, оснащенных системой воздушного наблюдения с больших расстояний, раскритиковал пилот пограничной службы, сообщает 29 июля Gazeta Wyborcza.
Контракт на поставку Пограничной службе Польши двух патрульных самолетов Turbolet L-410 за 120 млн злотых (2,65 млрд руб.) был подписан в конце мая 2024 года. Машины должны быть поставлены к 10 декабря 2024 года, еще год понадобится на их оснащение соответствующими системами, а окончательная приемка состоится до 10 декабря 2025 года. Ранее в 2020 году Пограничная служба уже приобрела два самолета Turbolet, эффективных в патрулировании открытых пространств, например, моря, но из-за нехватки техники Пограничная служба использует их и для патрулирования границы с Белоруссией.
«Пограничники хвастаются своими закупками. Говорят, что заменяют старую технику на новые самолеты. Проблема в том, что летать на них будет некому. Через несколько недель после покупки два опытных пилота подали уведомление об увольнении. Они выбрали более высокооплачиваемую работу. А у нас останутся четыре Turbolet и только два командира, которые смогут ими управлять», — рассказал один из пилотов Пограничной службы.
В настоящее время в парке Пограничной службы 10 самолетов и восемь вертолетов, из которых многие вышли из строя. Например, из пяти вертолетов Kania в рабочем состоянии только два, а из десяти самолетов не летают четыре машины. Как отмечает газета, пилоты недовольны тем, что Пограничная служба вкладывает средства в закупку Turbolet.
По словам собеседника газеты, турболеты летают на большой высоте и с большой скоростью, что мешает вести детальное наблюдение. Как утверждают пограничники, меньшие самолеты, летающие на малых высотах, лучше подходят для польско-белорусской границы, чем турболеты. Собеседник обратил внимание, что большинство европейских стран используют вертолеты для патрулирования сухопутной границы.
По мнению пилотов, имеющихся двух турболетов погранслужбе достаточно, а небольшие самолеты на замену старой техники были бы гораздо полезнее. Пилоты не понимают, зачем тратить огромные деньги на турбосамолеты, которые плохо себя показывают на польско-белорусской границе. Пилоты также добавляют аргумент о нехватке кадров.
Экипаж одного турболета состоит из командира и второго пилота, а также одного, а чаще двух операторов системы наблюдения. По словам собеседника газеты, два опытных пилота, которые подали заявление на увольнение, оставят службу в октябре. Один из них был командиром самолета, другой — вторым пилотом.
«Тогда в строю останутся два командира и три вторых пилота, чего явно недостаточно для четырех самолетов. В идеале машины должны находиться в режиме ожидания 24 часа в сутки. С такой маленькой командой это совершенно невозможно. Хотя эти два командира есть, они ведь не смогут постоянно находиться на дежурстве», — говорит один из наших информаторов.
Из двух командиров одним является полковник Бартломей Калиньский, заместитель директора Авиационного управления Пограничной службы. Управлять турболетом имеет право также 67-летний пилот, который может уйти в отставку в любой момент.
«Тогда полковник Калиньский останется единственным командиром на четыре машины. Когда он уйдет в отпуск, никто в Пограничной службе не сможет запустить в полет ни один турбосамолет. Разве это не пустая трата денег?» — спросил собеседник.
Газета направила запрос в Пограничную службу Польши по поводу кадров. В ответе не сообщается, сколько в наличии пилотов, способных управлять самолетом Turbolet, однако указывается на достаточное количество личного состава с квалификацией, позволяющей проходить обучение на самолеты Turbolet L-410.