Лингвист назвала 10 речевых ошибок, за которые должно быть особенно стыдно
Топ-10 самых распространенных речевых ошибок назвала заведующая кафедрой сценической речи Екатеринбургского театрального института Азалия Блинова, сообщает 27 июля «Российская газета».
На первом месте рейтинга — слово «звонит». Очень часто это слово произносят с ударением на первый слог, букву «о». По словам профессора Азалии Блиновой, такое произношение говорит о невысоком культурном уровне человека. И как бы он не пытался умничать и говорить красиво, от одного «звОнит» впечатление от общения бывает смазано. Правильно только — «звонИт».
Далее идут просторечья «ихние», «евоные». Например, «евоное» личико. По словам Блиновой, эти просторечья относятся к уральским диалектизмам.
Далее идет слово «ложить», которое не существует без приставки. Как поясняет профессор, можно «положить», но нельзя «ложить».
Слово «плотят» (от слова платить) идет следующим в рейтинге. «Ну, кто не слышал, как, к примеру, кондуктор в трамвае говорит „А что это они там за проезд не плотят“? Здесь не только речевая ошибка, но и грамматическая, — говорит Азалия Блинова. — И к тому же это типичное уральское просторечное выражение. В основе слова — „плАта“, и потому за проезд можно только „заплатить“».
Как поясняет эксперт, слово «договоры» нужно произносить только с ударением на третий слог: «договОры».
По словам эксперта, многие современные чиновники не умеют произносить числительные. Нередко в их выступлениях можно услышать: «В двухтысчно первом году мы увеличили производственные мощности». «Так числительные склонять нельзя, — поясняет лингвист. — Правильно — „в две тысячи первом году“».
Фраза «мы стали более лучше одеваться» так же попала в топ-10. «„Мы стали лучше одеваться" — вот как правильно», — поясняет эксперт.
Многие люди путают слова «надевать» и «одевать». Одеть можно кого-то, а надеть — на себя.
По словам эксперта, очень режет слух слово «торты», произнесенное неправильно с ударением на букву «ы». Правильно произносить — «тОрты» (ударение на первый слог).
Напомним, что, по данным ОНФ, в российских школах не хватает учителей-предметников, в том числе учителей русского языка и литературы. Согласно опросу, проведенному данной организацией, учителя увольняются как в конце, так и в середине года, а иногда уходят целыми командами — по шесть-восемь человек.
В аналитическом обзоре «Мониторинг эффективности школы. Учителя российских школ: проблемы и перспективы» Российской академии народного хозяйства и госслужбы (РАНХиГС) говорится о трех проблемах, существенно усложняющих работу учителя: 73% учителей связывают усложнение работы с трудностями в отношениях с детьми, 79% с возросшей бюрократической нагрузкой, 41% с введением ЕГЭ.