1. Культурная война
  2. Евровидение-2021
Москва, / ИА Красная Весна

Про песню Манижи рассказали фем-активистки, участвовавшие в ее выступлении

Изображение: https://ru.wikipedia.org/
Eurovision 2021
Eurovision 2021

Представительницы различных сфер жизни России, засветившиеся в конкурсном выступлении Манижи, рассказали, почему участие певицы в «Евровидении» важнее победы, материалы интервью 21 мая опубликовал журнал «Сноб».

На международный конкурс в Роттердам Манижа отправилась уже будучи известной.Певица из Таджикистана с песней о сильной русской женщине победила в национальном отборе на конкурс «Евровидение» 8 марта, в Международный женский день борьбы за равные права и эмансипацию, пишет обозреватель «Сноба». В день полуфинала певица написала в своем Instagram, что «на сцене с ней будут русские женщины».

И действительно, после того как во время исполнения песни Манижа выбралась из платья-клетки в нарочито русском стиле «баба на чайнике», на мульти-экранном фоне появились поющие вместе с ней актриса Чулпан Хаматова, общественная деятельница Нюта Федермессер, небинарная (небинарный человек — тот, который не считает себя ни женщиной, ни мужчиной — прим. ИА Красная Весна) певица Христина Зарембо, трансактивистка Майя Демидова, спецкорреспондент «Новой газеты», ЛГБТ-активистка Елена Костюченко, предпринимательница Гузель Санжапова, журналистка Екатерина Гордеева, блогер Марьям Алиева, редактор DOXA Алла Гутникова, которую СК обвиняет в вовлечении несовершеннолетних в протесты и даже мама Манижи Надежда Усманова, а также многие другие.

«У меня женская гендерная социализация, но я все-таки позиционирую себя как небинарный человек, поэтому я сказала, что если нужны только женщины, то я, наверное, не подойду. Но мне ответили, что женщины и персоны женской гендерной социализации, голос которых выражает Манижа, — разные, и будет здорово, если в выступлении я обозначу свою идентичность как небинарную. Я очень обрадовалась. Потом послушала песню, и меня, конечно, очень зацепили слова про „сломанную family“. Эта песня очень дерзкая и очень честная. В ней рассказывается о том, что массово переживают российские женщины, живя в своих токсичных семьях. Я поехала к бабушке на старую квартиру. Мне показалось, что видео про „сломанную семью“ нужно записывать в месте, где я выросла», — рассказала Зарембо в комментарии «Снобу».

Блогер Марьям Алиева рассказывает о проблемах и дискриминации, с которыми сталкиваются дагестанские женщины. Марьям, даже будучи мусульманкой, поддерживает многие идеи феминизма, поэтому, как и Манижа, часто сталкивается с травлей, пишет обозреватель «Сноба».

«Мне очень понравилась и откликнулась песня. У нее очень глубокий смысл — о силе и возможностях женщин, о том, что мы можем гораздо больше, чем нам говорят и что нам навязывают с детства. Я часто несу эту идею и в своем блоге. Своим выступлением Манижа показала, что нет какого-то одного четкого образа русской женщины. Русская женщина — это она, я, мы все. Мы можем быть с разным цветом кожи, говорить на разных языках, но все это Россия. И я уже вижу, как меняется сознание людей. Сейчас многие пишут, что именно после номера Манижи они задумались о смысле песни. Это очень важно и здорово», — прокомментировала причины своего участия в выступлении Манижи блогер.

Также среди певших вместе с Манижей русских женщин на видеостене была журналистка «Новой газеты» Елена Костюченко, открытая лесбиянка, яро поддержавшая решение конкурсантки пригласить в свой проект людей ЛГБТК+.

По словам Костюченко, песня Манижи уже стала манифестом. Также она отмечает, что после выступления Манижи на конкурсе негативных комментариев стало гораздо меньше, хотя по-прежнему встречаются «адовые националистические высказывания».

«Но поддержки, радости, гордости значительно больше. Страх, разобщенность и система иерархии, когда некое большинство решает, кто достоин говорить, петь, звучать, — это не то, что должно ассоциироваться с моей страной. Манижа и другие женщины на видео достойно представляют Россию. Именно они — это и есть наша страна. И в ней не должно быть разговора о том, кто достаточно русский и потому имеет право представлять Россию, а кто — нет», — подчеркнула Костюченко.

Напомним, певица из Таджикистана Манижа вышла в финал «Евровидения-2021». Видео с ее выступлением всего за два дня уже посмотрели 8 миллионов человек по всему миру.

После прохождения первоначального отбора многие представители политической, культурной и общественной жизни в России критически оценили выбор участницы конкурса. В соцсетях развернулась дискуссия насчет того, как правильно оценивать саму песню, манифестирующую образ русской женщины, которая по сути может показаться оскорбительной для самих женщин. Два месяца певица готовилась к конкурсу на фоне скандалов, разворачивающихся вокруг грядущего выступления на конкурсе.

После того, как Манижа заняла 9 место по решению жюри и оценкам зрителей, некоторые смягчили критические оценки и пересмотрели свое отношение к самой артистке и ее композиции.