Васильева: у нас лучшая начальная школа, но старшеклассники не умеют читать
В России лучшая в мире начальная школа, но старшеклассники не умеют читать и не понимают прочитанный текст, об этом 8 декабря заявила министр просвещения России Ольга Васильева, выступая на съезде партии «Единая Россия».
Выступая на дискуссионной площадке «Качество жизни», на которой обсуждались проблемы образования в России, Васильева заявила, что, по оценке западных экспертов, российская начальная школа является лучшей в мире.
«На сегодняшний день наша начальная школа занимает первое место в мире. По PIRLS (Международное исследование качества чтения и понимания текста — прим. ИА Красная Весна) мы оставили позади и Сингапур, и Финляндию и ряд других стран», — сказала министр.
В то же время Васильева заявила, что ситуация с функциональным чтением в старших классах остается весьма сложной. Согласно данным международной программы по оценке качества обучения PISA, Россия находится на 36 месте.
«Что касается среднего образования, тут у нас есть проблемы. И нужно искать подходы к их решению. По системе PISA мы находимся на 36 месте. Ну, здесь опять же вопрос связан с тем, как к нему подойти. Потому что PISA для 9 класса — это, прежде всего, функциональное чтение», — отметила Васильева
При этом министр просвещения России заявила, что в 1986 году наша страна занимала 1 место по функциональному чтению, однако сейчас значительная часть населения страны не умеет ни читать, ни понимать прочитанное.
«Поэтому сейчас задача не просто по письменности попасть в первую десятку, но еще и научиться читать, потому что большой процент населения страны не умеет читать и имеет функциональную неграмотность, и это проблема», — подчеркнула министр.
Напомним, Ольга Васильева уже неоднократно заявляла о проблеме функционального чтения. Так, в конце января 2017 года Васильева призвала вернуть в школы чтение с пересказом. В октябре 2017 года министр призвала преподавателей гуманитарной области, «особенно истории и литературы», бросить все силы на преодоление данной очень серьезной проблемы.
Отметим, что неспособность значительной части населения страны прочитать и понять текст является закономерным итогом десятилетий реформ в отечественном образовании, целью которых было создание «квалифицированного потребителя».
Именно в силу этой направленности, вся современная система обучения чтению сконцентрирована на форме, а не на содержании текста. Так, учеников контролируют в основном только на скорость и при этом рассказывают об излишних деталях произносимых звуков и т. п.