В ФРГ выявили отрасли, которым пошла на пользу эпидемия COVID-19
Эпидемия коронавируса положительно сказалась на тех сферах немецкой экономики, которые позволяют людям жить при сильном ограничении социальных контактов, заявил немецкий институт рыночных исследований Gesellschaft für Konsumforschung (GfK) сообщила 27 июня немецкая медиагруппа RND.
Согласно результатам исследования GfK, речь идет в первую очередь об онлайн-шопинге, сервисах доставки, компьютерах и программном обеспечении, строительных и продовольственных супермаркетах, а также о велосипедах.
Покупки вещей через онлайн-магазины выросла в первом квартале 2021 года на 41%. Главными выгодоприобретателями этого тренда стали компании посылочной торговли Zalando и Оtto. Они увеличили свой оборот на 25% и 30% соответственно. Большую роль в этом сыграло то, что они предлагали свои онлайн-платформы для продажи вещей и другим компаниям и продавцам.
При этом GfK отмечает, что в целом покупки одежды в Германии в первом квартале 2021 года составили только ¼ (€8,2 млрд) от покупок одежды по сравнению с 1 кварталом 2020 года. Исследователи связывают это с тем, что в связи с ограничительными мерами большинство магазинов были закрыты. Также были запрещены и общественные мероприятия, то есть отсутствовали поводы для покупки модной одежды.
Эксперт GfK по вопросам моды Петра Диллемут ожидает, что из-за смягчения ограничений количество покупок одежды в магазинах увеличится. Но по ее мнению, к докризисным показателям они уже не вернутся.
Помимо онлайн-торговли в большом выигрыше остались и всевозможные службы доставки. Компания доставки грузов DHL находилась в Германии и до начала эпидемии коронавируса на первом месте. В 2020 году оборот компании увеличился на 5,5% и достиг €66,8 млрд.
Главный немецкий конкурент DHL служба экспресс-доставки DPD сообщила о том, что ее оборот вырос на 42% и достиг €11 млрд. Американская компания экспресс-доставки UPS контролирует 10% немецкого рынка доставок. Она увеличила свой оборот на 14%, он достиг $84,6 млрд.
Кроме классических служб доставки в выигрыше оказались также и службы доставки еды. На первом месте в Германии вышла нидерландская компания Just Eat Takeaway. Ее оборот в 2020 году увеличился более чем на 50% и достиг €2,4 млрд.
Эпидемия коронавируса вынудила огромное количество работодателей переводить как минимум часть сотрудников на работу в хоум офис. Для работы на удалении крайне востребованными оказались например облачные хранилища и программы для видеоконференций или вебинаров.
Так облачная платформа для проведения видеоконференций Zoom только за 1 квартал 2021 года увеличила свой оборот на 191%. Он превысил $950 млн.
С другой стороны при переходе на работу на удалении многим работодателям и сотрудникам пришлось срочно обновлять компьютерное оборудование, например ноутбуки, принтеры, наушники, микрофоны, роутеры. Производители компьютерного оборудования, такие как Apple, Lenovo, Microsoft получили огромные прибыли. С другой стороны производители компьютерной техники одними из первых ощутили дефицит микрочипов.
Эпидемия коронавируса оказала положительный эффект также на продуктовых и строительных супермаркетах. Продуктовые супермаркеты считались в течении всей эпидемии частью системообразующей инфраструктуры. Ограничительные меры не подразумевали закрытие продуктовых магазинов, а касались только ограничения числа одномоментных посетителей.
В связи с тем, что из-за ограничительных мер большинство ресторанов, баров, столовых и других предприятий общепита были закрыты, спрос на продукты питания в продуктовых супермаркетах сильно вырос. Во время эпидемии люди в основном питались дома.
С повышением спроса продуктовые супермаркеты в основном справились хорошо. Только в начале эпидемии были локальные и краткосрочные перебои с поставкой небольшого количества продуктов, например лапши, дрожжей или туалетной бумаги.
На первых местах в Германии оказались сети супермаркетов Edeka и Rewe. Edeka увеличила свой оборот до €61 млрд (+9,5%), а Rewe до €26,5 млрд (+ 12%).
Положительный эффект от эпидемии коронавируса также ощутили и строительные супермаркеты. С началом эпидемии и введением ограничительных мер многие жители Германии занялись обновлением мебели, ремонтами или строительством. Это в свою очередь спровоцировало строительный бум.
В 2020 году общий оборот строительных супермаркетов превысил €22 млрд (+13,8%). Этот рост затронул только 2020 год.
Во время первого карантина весной 2020 года строительные магазины оставались открытыми. А во время второго, поздней осенью 2020 и зимой 2020–2021 гг., ограничения затронули и строительные супермаркеты. Они тоже были закрыты для посетителей.
Такие концепты как Click&Collect не смогли компенсировать отсутствие посетителей. Оборот строительных супермаркетов в 1 квартале 2021 года сократился на 20% по сравнению с 4 кварталом 2020 года.
В 2020 году в Германии резкий рост зафиксировали производители велосипедов. За год было продано в общей сложности 5 млн штук. Это на 17% больше, чем в предыдущем году. Сильнее всего выросли продажи электровелосипедов. За год было продано 2 млн, это в 10 раз больше чем в 2010 году.
Такой резкий рост спроса на велосипеды исследователи связывают с ограничительными мерами. Карантинные меры сильно затронули общественный транспорт и спортивные и тренажерные залы. В связи с этим люди обратили внимание на велосипеды как на заменяющее общественный транспорт средство передвижения в городах и как на замену спорту в тренажерных залах.