Эксперт: Госдеп не разрешает Азербайджану пропускать экспорт России в Иран
Перспективы использования закавказских республик в качестве стран — транзитеров для торговли России и Ирана прокомментировал генеральный директор компании ГК РусИранЭкспо Александр Михайлович Шаров 31 марта в интервью ИА Красная Весна.
«Окончание карабахского конфликта очень интересно с точки зрения развития железнодорожных перевозок. В противовес той же Турции нужно форсировать участие Ирана в этих маршрутах. Они как бы наши союзники в этом отношении. Если Иран что-то будет делать в той же Армении или в Азербайджане, то, конечно, надо сотрудничать», — отметил Шаров.
«Но, во-первых, в Азербайджан их не пустят. Потому что Азербайджан придерживается санкций. И даже строительство станции Астара, которое Азербайджан декларировал как строительство на собственные деньги, которые он дал Ирану в кредит, — на самом деле происходило совсем по-другому. Иранские деньги, полмиллиарда долларов, были блокированы в Азербайджане. И вот, часть из этих денег стала азербайджанским кредитом. То есть, грубо говоря, сначала отобрали, а потом выдали им в кредит», — добавил он.
«Если мы берем азербайджанский автомобильный маршрут, то тоже возникают проблемы. Мне дагестанцы жаловались, что с каждой машины азербайджанцы берут тысячу долларов в кассу за эксплуатацию их автомобильных дорог. Где-то 860 долларов за эксплуатацию плюс всякие сертификаты, плюс за то, чтобы пройти вне очереди, в общем где-то под тысячу долларов выходит. Они закладывают это в бюджет перевозки. К Азербайджану у меня нет никаких политических претензий, здесь только бизнес», — подчеркнул эксперт.
«Мы не можем протащить химию через Азербайджан, потому что там замминистра транспорта Азербайджана — офицер Моссада. И поэтому там на каждом пограничном посту сидит представитель госдепартамента и контролирует, что проходит транзитом. Не то что что-то опасное, даже полимеры не пропускают транзитом. Даже этиловый спирт для производства антисептиков из России в самый разгар пандемии не могли перевезти в Иран, хотя осетинские производители уверяли, что они с кем-то там по родственному договорятся. Ничего ни у кого не вышло!», — рассказал Шаров.
«Ну, а по Армении, — тут, конечно, иранцы будут работать. Им деваться некуда. Но там тоже хлопот хватит от этих … всяких прозападников. Но там больше простора для Ирана. Больше», — отметил эксперт.
«И лучше, и правильнее уходить на Каспий. Даже в США самый дешевый маршрут идет именно через Великие озера. Там ходят связки самоходных барж балкерного типа. В одной связке бывает до десяти, до двадцати таких барж. И они идут, как трамвай. Буксир подходит, отцепляет нужную баржу, подводит ее к какому-нибудь маленькому порту в Хьюстоне или в Мичигане, а связка, как по часам, идет дальше. Хороший вариант», — подвел итог Шаров.
Полный текст интервью: Станет ли МТК «Север-Юг» через Иран альтернативой Суэцкому каналу?