Учитель не понял, почему родственники Цоя обратились к Путину
«Недоумение и удивление» выразил кинорежиссер Алексей Учитель в связи с обращением к президенту России Владимиру Путину родственников Виктора Цоя по поводу его кинокартины «Цой». Своим видением ситуации Учитель 1 сентября поделился с журналистами ТАСС.
Кинорежиссер отметил, что в его новом фильме повествуется некоторая вымышленная история, которая даже не рассказывает собственно о Цое как о конкретной исторической фигуре. Фильм еще никто из широкой публики не видел, поэтому о нем сложно судить тем, кто обратился к президенту. Тем более говорить о неуважении к музыканту и его семье.
По словам режиссера, своеобразной гарантией уважения к настоящему Виктору Цою может служить то, что его картина прошла все проверки со стороны Минкультуры и то, что при ее создании были задействованы «известные художники, операторы, артисты», которые «с большим трепетом» относятся к памяти советского музыканта. Дополнительной гарантией уважительного отношения является факт личного знакомства Учителя с Цоем еще в перестроечные годы, когда он был начинающим режиссером.
Факт обращения родственников музыканта для Учителя странен также тем, что напоминает что-то вроде цензуры: «Не будем назначать президента главным цензором страны», — сказал он.
Фильм «Цой» оказался лишен песен музыканта вследствие запрета на их использование, наложенного сыном музыканта.
Картина должна была быть доступна публике с 3 сентября, но премьера оказалась отложена. Новая дата премьеры неизвестна.
Первую известность Учителю принесли документальные работы о советских рок-музыкантах, включая Виктора Цоя. В дальнейшем режиссер ставил мейнстримные психологические картины («Мания Жизели», «Прогулка» и др.) Фильмы о психологических переживаниях и поведении людей на войне («Пленный», «Край») оказались раскритикованы теми, кто непосредственно и профессионально занимается этой сферой.
Есть в фильмографии режиссера и картины с авторским прочтением биографий и личных качеств знаменитых людей прошлого (Ивана Бунина, Юрия Гагарина, Николая II Романова). Однако это авторское прочтение получалось, скорее, скандальным, нежели художественным.
Родственники Виктора Цоя определенно имеют основания опасаться того, что советский музыкант всё-таки будет изображен слишком авторски. Тем более, что недавно он уже подвергся вниманию со стороны другого одиозного богемного деятеля.