В Австралии подсчитали, сколько нужно туалетной бумаги на карантин
Статистические данные свидетельствуют: в течение года каждый австралиец используют около 88 рулонов туалетной бумаги. Это означает, что семье из четырех человек на 14-дневный период карантина при подозрении на заболевание коронавирусом потребуется около 15 рулонов. Такие подсчеты приводит 5 марта газета Sydney Morning Herald.
На прошлой неделе, когда эксперты предупреждали людей о возможности двухнедельной самоизоляции, вирусолог, доцент Университета Квинсленда Ян Маккей написал, что было бы разумно запастись предметами домашнего обихода, включая туалетную бумагу, но при этом настоятельно призывал: «Но не устраивайте панические закупки. И не проявляйте других форм паники».
Тем не менее в понедельник, 2 марта, туалетная бумага упоминалась почти 500 раз в австралийских СМИ, в онлайн-публикациях, на радио и телевидении. На следующий день про нее писали уже вдвое чаще, а к среде упоминания о туалетной бумаге достигли почти 5000.
Сегодня торговые сети Coles, Woolworths и некоторым магазины компании IGA ограничили количество туалетной бумаги, которое люди могут приобрести, «четырьмя упаковками за одну транзакцию клиента в магазине и онлайн».
Дэвид Сэвидж, адъюнкт-профессор Университета Ньюкасла, который является экспертом в области того, как психологические и социальные факторы влияют на экономические решения людей, утверждает:
«Два ключевых фактора человеческого поведения заставили сметать туалетную бумагу: неприятие каких-либо потерь и стадное чувство». Кадры пустых полок супермаркетов в Азии заставили некоторых австралийцев полагать, что подобная нехватка может случиться и у них.
По его словам, люди «не склонны к потерям чего-то привычного для них» и, как правило, готовы платить непомерные цены за товар, а не лишаться его полностью.
А когда пустые полки появились в австралийских магазинах, проявилось стадное чувство — граждане инстинктивно доверяли мнению других, которые в массовом порядке скупали бумагу до них.
Какими бы ни были объяснения, в реальности, пишет газета, паника создала рынок для предприимчивых дельцов. В среду на eBay в Австралии было проведено 18 аукционов на туалетную бумагу Quilton и девять на Kleenex.
Как только произносится «волшебная» фраза «Не надо паники», сразу же начинается паника. Как только власть начинает отрицать серьезность и масштаб какой-либо проблемы или явления, тиражируемого и муссируемого в СМИ, население понимает, что его дурят и действует строго противоположным образом.
Изначально дефицит таулетной бумаги возник в Японии, на слухах о том, что ее якобы делают из того же сырья, что и защитные маски для лица. Теперь дефицит туалетной бумаги перекинулся на Австралию. Подобные явления относятся к категории самосбывающихся прогнозов.
Например, достаточно заявить, что некий банк Х скоро разорится, чтобы вкладчики бросились туда забирать свои деньги и, вуаля, любой, даже самый благополучный банк не выдержит такой психической атаки и обанкротится.
Люди, эмоционально накрученные страхами о страшном коронавирусе, воспринимают ситуацию менее критически и в большей степени подвержены спонтанным действиям и стадному чувству. Достаточно заявить, что туалетной бумаги скоро не будет, как возникнет ее дефицит. Ее сметут с полок магазинов, она подорожает, ее снова сметут.
Так уже было в России с гречкой в 2014 году, и с солью в 2008 году. История повторяется, но ничему не учит.
Впрочем, можем дать австралийцам полезный совет. Во времена горбачевской перестройки туалетная бумага тоже была в дефиците, и граждане использовали для своих нужд старые газеты, разрезая их на куски подходящего размера. Собственно, современная пресса, тиражирующая новости о коронавирусе, прекрасно подойдет для этих целей. Чего добру пропадать!