Кургинян: распад СССР — юридическое преступление без срока давности

В. Бернадский. Да здравствует нерушимая дружба народов.
В. Бернадский. Да здравствует нерушимая дружба народов.

Выход республик из состава Советского Союза был произведен с юридическими нарушениями, заявил политолог, лидер общественно-политического движения «Суть времени» Сергей Кургинян 8 декабря в эфире программы «Вечер с Владимиром Соловьевым» на телеканале «Россия 1».

Кургинян отметил, что, согласно «Закону о порядке выхода республик из состава СССР», Приднестровье, заявившее о своем праве на самоопределение, действовало совершенно законно. Жители Донбасса и Крыма, проведшие референдумы на своих территориях, имели право на выход, и Украина должна была оформить его еще тогда — это соответствовало бы западным юридическим нормам.

Это же касалось Абхазии и Южной Осетии, которые «не нанимались в „суверенной“ Грузии существовать с тем, чтобы их там резали», отметил Сергей Кургинян. Такая же ситуация и с Карабахом, добавил политолог.

«Они существовали в рамках определенной конструкции, которая их защищала. Как только эта конструкция отменяется — у них есть право на выход. И это право было зафиксировано законом о выходе из Советского Союза», — подчеркнул политолог.

Разговоры о том, что «в основе всего этого лежит право наций на самоопределение» не вполне корректны, считает он. «Не лучшее право, согласен, хотя ряд империй распадались и без этого права — Османская, Российская и все прочие. Но у нас уже к этому моменту закон о выходе был», — подчеркнул Кургинян.

Согласно этому закону, напомнил политолог, Прибалтика, например, должна была отдать России все союзные предприятия и предоставить равные права русскому населению. Но этого не было сделано.

«В основе (распада) лежало не только вопиющее юридическое преступление без срока давности, потому что никто этот закон не отменил. Все, что связано с распадом Советского Союза — есть сплошное юридическое преступление. Эти люди не имели права этого делать», — отметил Кургинян.

Далее юридические преступления пошли по цепочке, напомнил политолог. Съезд народных депутатов и Верховный Совет не имели права распускаться, парламенты не имели права делать то, что они делали, без референдума. Референдумы в республиках не имели смысла в условиях, когда параллельно проводились референдумы в том же Приднестровье, в Крыму, и далее — везде, пояснил он.

«Как говорилось, вроде бы все ориентируются на европейские образцы. Как это было в Канаде? Одной фразой все прекратилось, когда Квебек это начал. Было сказано: „если делима Канада, то делим и Квебек“. Квебек заткнулся после одной этой фразы. Если делим Советский Союз, то делимы все союзные республики», — напомнил о международном принципе Кургинян.