Последний еврей в Афганистане объяснил, почему остался

Жан-Леон Жером. Старый еврей с тремя арабами
Жан-Леон Жером. Старый еврей с тремя арабами

Последний оставшийся в Афганистане еврей Завулон Симантов решил не покидать Афганистан, несмотря на захват страны талибами (организация, деятельность которой запрещена в РФ), чтобы содержать синагогу, пишет 18 августа Jerusalem Post.

«Я не выйду из дома. Если бы я уехал, некому было бы содержать синагогу», — сказал Симантов.

61-летний Симантов ранее заявлял, что планирует уехать в сезон Высокого Святого Дня: «Я буду смотреть по телевизору в Израиле, чтобы узнать, что произойдет в Афганистане».

Его жена и две дочери живут в Израиле с 1998 года, но Симантов остался в Афганистане, чтобы ухаживать за одинокой синагогой, расположенной в Кабуле. В течение многих лет предпринимались попытки помочь его израильской жене, хотя он еще не согласился дать ей развод.

Поскольку галаха (еврейский закон) требует, чтобы муж добровольно дал своей жене развод, многих женщин переводят как «агунот» — буквально «закованных в цепи женщин» — поскольку они «прикованы цепью» к своему браку, если им не дают жениха.

Бизнесмен Моти Кахана предложил профинансировать частный самолет, чтобы доставить Симантова в Израиль, и афганский еврей первоначально принял это предложение. Охранники засняли Симантова, читающего молитву, которую он читал перед поездкой. Однако Симантов в последнюю секунду передумал.

В интервью 2007 года Симантов сказал, что не говорит на иврите и не планирует переезжать в Израиль: «Ехать в Израиль? Какое у меня там дело?»

Он ежедневно молится и соблюдает законы кашрута, забивая животных, которых ест сам. Это ему разрешил раввин Ташкента.

Ицхак Леви, предпоследний еврей в Афганистане, умер в 2005 году. Известно, что эти двое не ладили. «Я не разговариваю с ним, он дьявол, — сказал Симантов в интервью New York Times в 2002 году. — Собака лучше, чем он».

Согласно сообщению Еврейского телеграфного агентства, талибы (организация, деятельность которой запрещена в РФ) забрали из синагоги Тору, написанную в XV веке, и продали ее на черном рынке. Симантов считает, что однажды Тора вновь появится на поверхности.