Названа причина стремительного распространения нового коронавируса

Изображение: Ольга Скопина © ИА Красная Весна
коронавирус

Более стремительное распространение нового коронавируса, по сравнению с предшественниками, связано с тем, что для проникновения в клетки организма человека он задействует дополнительный рецептор. Результаты исследований обнародованы 20 октября в двух публикациях журнале Science.

Речь идет о рецепторе «нейропилин-1», который в избытке находится в дыхательных путях, сосудах и нейронах. Использование этого рецептора позволяет новому коронавирусу проще и быстрее проникать в клетки организма.

Ранее ученые выявили, что новый коронавирус SARS-CoV-2 и его предшественник SARS-CoV одинаково используют для попадания в клетки рецептор ACE2. Использование же дополнительного рецептора, по их мнению, объясняет столь быстрое распространение нового коронавируса.

Так, в случае атипичной пневмонии, вызываемой SARS-CoV, инфекция была ограничена нижними дыхательными путями. А новый SARS-CoV-2 сразу заражает верхние дыхательные пути, в том числе слизистую носоглотки. Это же является причиной быстрого распространения при чихании и кашле.

«Когда в конце января стала доступна последовательность генома SARS-CoV-2, мы были удивлены. По сравнению со своим предшественником, новый коронавирус приобрел «дополнительный кусок» на своих поверхностных белках, который также обнаруживается в шипах многих смертоносных человеческих вирусов, включая Эбола, ВИЧ и высокопатогенные штаммы птичьего гриппа», — заявил соавтор исследования, доктор Джузеппе Балистрери (Giuseppe Balistreri), возглавляющий группу исследователей вирусной клеточной биологии при Хельсинкском университете.

Это позволило ученым продвинуться в поиске наиболее эффективного способа лечения COVID-19, основанного на ингибировании нейропилина-1. Отключив в лабораторном тесте нейропилин-1 в клетках человека, они снизили агрессивность SARS-CoV-2 при инфицировании клетки в культуре.