Ученые рассказали, что нужно для круглогодичной навигации по Севморпути

Изображение: Петр Данилов © ИА Красная Весна
Дрон
Дрон
Дрон

Необходимость использования для круглогодичной навигации на Северном морском пути ледокольного флота и прогнозов ледовой обстановки, в том числе с применением беспилотников, обозначил директор Арктического и антарктического научно-исследовательского института Александр Макаров 21 сентября в ходе выступления на Международной конференции по гражданскому судостроению, судоходству, деятельности портов, освоению океана и шельфа «НЕВА 2023», сообщает пресс-служба ААНИИ на официальном интернет-портале.

Макаров выступил на сессии «Северный морской путь как основа экономического суверенитета и фактор новой мировой логистики: реализация потенциала магистрали». Он отметил, что в последние навигации ледовая обстановка на Северном морском пути была довольно сложной. По словам ученого, выбрать оптимальный маршрут плавания можно основываясь только на заблаговременном прогнозе.

«При подготовке прогнозов мы опираемся на спутниковую информацию. Но для нас важным дополнением должны стать данные бортовых измерительных комплексов и, безусловно, беспилотников», — подчеркнул Макаров.

Он добавил, что в настоящее время идут работы по модернизации прогностической системы «Север», которая обеспечит качественными и оперативными прогнозами суда на трассе Северного морского пути. Сегодня оправдываемость краткосрочных прогнозов ледовой обстановки ААНИИ заблаговременностью до пяти суток составляет около 93%, долгосрочные прогнозы (от 15 суток до шести месяцев) оправдываются на 85%.

Макаров также отметил, что круглогодичную навигацию на трассе Северного морского пути невозможно организовать без поддержки ледокольного флота, несмотря на сокращение площади морского льда на акваториях арктических морей. Данный показатель за десять лет с 1996 года уменьшился более чем в восемь раз и держался на этом уровне. Но в конце 2021 года площадь морского льда возросла почти на 200 тыс. кв. км, и в ближайшие пять лет этот показатель сохранится.

«Лето в Арктике длится всего лишь 8-10 недель. В зимний период на всем протяжении трассы Севморпути будет сплошной лед мощностью до двух метров. Без развития ледокольной проводки для большинства судов это станет непреодолимым препятствием», — пояснил Макаров.