Королева мертва. Да здравствует король! Реакция СМИ на смерть Елизаветы II
Газеты в Содружестве и за его пределами освещали смерть королевы Елизаветы II, и многие воздавали должное ее достижениям за семь десятилетий пребывания на престоле. По преимуществу, они подчеркивали объединяющую, укрепляющую и вдохновляющую роль королевы, особенно в странах Содружества. Некоторые размышляли о том, как может измениться монархия при короле Карле III.
Газета Washington Post следовал строгому формату, предпочитаемому британскими изданиями: на его первой странице был черно-белый портрет улыбающейся королевы на черном фоне. «Во время своего правления Елизавета была постоянной и обнадеживающей фигурой в Великобритании и на мировой арене, поскольку она помогла своей стране пройти через период глубоких сдвигов в геополитической власти и национальной идентичности», — говорится в статье Washington Postю
На первой полосе New York Times указывается, что королева «спрогнозировала стабильность во времена драматических перемен для Британии». В статье на первой полосе, сопровождаемой фотографией задумчивой Елизаветы II в золотом платье и черной шляпе, говорится, что ее смерть «знаменует собой потерю почитаемого монарха, который руководил адаптацией Британии к постколониальной эпохе и наблюдал ее развод c ЕС».
Ее годы на посту суверена, считает издание, «были временем потрясений, когда она стремилась сделать королевскую семью оплотом постоянства в мире изменчивых ценностей».
Не все публикации в США демонстрируют дань уважения британской монархии, напртив, ряд агентств и изданий напомнили, что монархия в Великобритании находится в состоянии упадка, и смерть королевы не только не укрепит, но напротив, ускорит ее крах.
Обозреватель MSNBC Хейс Браун написал: «Чарльз или, что более вероятно, Уильям, все еще могут оказаться на вершине вновь обретенного всплеска преданности короне. Но более вероятно и лучше, на мой взгляд, чтобы Елизавета II рассматривалась в истории как последний из британских монархов, кто действительно претендовал на правление британским народом».
Канадское издание Globe and Mail опубликовало специальный памятный раздел под названием «Вспоминая нашу королеву», в котором будет рассказано о ее роли в укреплении «особых связей» стран и рассуждениях о будущем монархии во главе с королем Карлом.
The Australian опубликовала фотографию машущей рукой королевы со словами «Прощай, наша благородная королева». В статье ниже газета сообщила, что известие о ее смерти было встречено с «глубокой скорбью» в Австралии и по всему Содружеству. В статье цитируется премьер-министр Австралии Энтони Альбанезе, который назвал ее человеком «вечной порядочности».
Помощник редактора Sydney Morning Herald Тони Райт призвал читателей приветствовать короля Карла III — «зеленого монарха», отметив, что это самый долго ждавший трона наследник в британской истории, а ныне самый старый монарх, вступивший на престол. «Приветствую короля Карла III, зеленого монарха и старейшего из когда-либо восходивших на престол», — написал Райт.
Новости о смерти королевы были подхвачены утренними газетами в Японии, где объявление Букингемского дворца было получено рано утром в пятницу.
Телеканалы транслировали репортажи о ее 70-летнем правлении, а онлайн-версия самой продаваемой газеты страны «Ёмиури Симбун» была посвящена памяти Лиз Трасс вместе с фотографией нового премьер-министра.
«Асахи Симбун» рассмотрела попытки королевы залечить раны Второй мировой войны, отметив «глубокие» отношения между королевской семьей и императорской семьей Японии. Бывший император Акихито посетил Великобританию в качестве наследного принца в 1953 году, через год после того, как королева взошла на престол, в то время как военный император страны Хирохито совершил визит в Лондон в 1971 году. «Она заботилась о послевоенном примирении между двумя странами… и установила тесные отношения, которые длились почти 70 лет», — пишет издание.
Марк Рош, лондонский корреспондент Le Monde, сказал, что королева была больше, чем работающий монарх. «Она также была символом. Под ее правлением Соединенное Королевство испытало радость успеха и горечи поражения, продемонстрировав, что монархия может быть связующим звеном между старым, разрушенным порядком и новым, который еще предстоит изобрести», — написал он во французской ежедневной газете.
Немецкий таблоид Bild осветил ключевые моменты жизни Елизаветы II, перечисляя войну, первую высадку на Луну, эпоху Интернета и пандемию коронавируса. «Одна из величайших задач королевы: идти в ногу со временем! — указывает издание. — И ей это удается: в 2020 году она стала первым британским монархом, который провел аудиенцию с помощью видеозвонка в своем домашнем офисе!»
Станислав Скаржиньский, лондонский корреспондент польской газеты La Gazeta, присоединился к Хейсу Брауну в вопросе о будущем монархии: «Несмотря на достижения Елизаветы, архаичный институт монархии остается под вопросом, и ему придется найти свое место в XXI веке. Великобритания — и, к сожалению, как для Чарльза, так и для Уильяма, быть белым, гетеросексуальным, богатым человеком с прекрасным образованием больше не является гарантией успеха и иммунитета от последствий неправильного выбора».
Радио Новой Зеландии опубликовало заявление своего премьер-министра Джасинды Ардерн о королеве на ее утренней пресс-конференции в пятницу: «Она была экстраординарной». Национальная телекомпания также вспомнила 10 визитов королевы в Новую Зеландию за время ее правления.
На новостной платформе Stuff бывший редактор женского журнала Дженни Линч написала о влиянии королевы на «поколение новозеландских женщин». Она сказала: «Женщины Новой Зеландии были без ума от королевы. В то время, когда многие были ограничены традиционными ролями ведения домашнего хозяйства (но, возможно, стремились к чему-то большему), королева была суперзвездой — идеальной карьеристкой».
Главная статья электронного издания Times of India провозгласила конец «елизаветинской эпохи». The Hindustan Times вспоминала ее три государственных визита в Индию, о чем свидетельствует фотография, на которой она изображена рядом с бывшим премьер-министром страны Индирой Ганди в 1983 году. «Покойная королева дорожила „теплотой и гостеприимством“, которые она получала от страны во время визитов в течение своего правления», — говорится в газете.