Science Advances: дистант 2020 года подорвал психику детей Германии
Психическое здоровье детей в Германии ухудшилось из-за дистанционного обучения в 2020 году, считают немецкие ученые, 18 августа сообщает издание Science Advances.
Результаты исследований показали, что для немецких детей в возрасте от 11 до 17 лет домашнее обучение в первые месяцы пандемии совпали с ухудшением психического здоровья. Это особенно сильно проявилось у детей младшего возраста и детей с ограниченной жилплощадью.
«Школы были первыми [учреждениями], которые были закрыты, и последними, которые открылись. Это затронуло наиболее уязвимых с точки зрения психического здоровья», — утверждает соавтор исследования экономист из Констанцского университета Кристина Фельфе.
Предыдущие исследования были неоднозначными. Одни показали резкое усиление депрессии и тревожности среди молодежи во время пандемии. Другие — снижение спроса на психиатрическую помощь и числа самоубийств. Часть работ указали на снижение травли среди школьников, включая ее онлайн-форму.
Германия провела естественный эксперимент, чтобы помочь исследователям отличить последствия закрытия школ от воздействия более широкой пандемии на психическое здоровье, поскольку ее 16 федеральных земель имеют право определять свою собственную школьную политику. Все штаты закрыли школы в период с 16 по 18 марта 2020 года, но каждый из них следовал своему собственному графику отправки учащихся обратно. Внутри штатов политика также различалась в зависимости от класса: учащиеся, приближающиеся к выпуску, будь то из начальной или старшей школы, возвращались к очному обучению уже в конце апреля, тогда как другие учащиеся оставались дома до начала июня.
Фельфе и ее коллеги сопоставили графики открытия и закрытия школ с опросом 1040 детей в возрасте от 11 до 17 лет по всей Германии, проведенным общенациональным консорциумом исследователей в период с 26 мая по 10 июня 2020 года. Опрос такие вопросы, как «Чувствовали ли вы себя хорошо и хорошо в течение предыдущей недели?», и просил молодежь оценить, как часто они испытывали грусть, нервозность и ряд других эмоций.
Сравнивая ответы детей, которые вернулись в школу в разное время, исследователи обнаружили, что дополнительные недели дома привели к увеличению проблем с психическим здоровьем и к депрессивным симптомам.
В целом, подсчитала команда, закрытие школ привело к снижению среднего благополучия на 11%. Больше всех пострадали дети младшего возраста, тогда как у детей старше 15 лет эффект был незначительным или отсутствовал вовсе.
Дополнительные недели, проведенные дома, больше повлияли на мальчиков, чем на девочек. По мнению соавтора исследования эксперта по детскому здравоохранению в Университетском медицинском центре Гамбург-Эппендорф Ульрике Рэйвенс-Зиберер, это можно объяснить тем, что девочки, как правило, вырабатывают более эффективные стратегии выживания в более молодом возрасте.
Запертые в небольших квартирах дети проявили более сильные негативные последствия. Эти данные, сообщает Science, позволяют утверждать, что домашнее обучение непропорционально бьет по психическому здоровью более бедных детей.
Исследователи также проанализировали данные общенациональной горячей линии по вопросам психического здоровья. Они обнаружили, что везде, где закрывались школы, количество звонков о конфликтах или проблемах с учителями и сверстниками сокращалось, тогда как количество звонков о семейных проблемах увеличилось.
Рэйвенс-Зиберер заявила, что в целом показатели психического здоровья достигли минимума в конце 2020 года и с тех пор не восстановились до допандемийного уровня. Однако Рэйвенс-Зиберер не решилась однозначно связать это с ограничительными мерами 2020 года и указала в числе возможных факторов климатический кризис и боевые действия на Украине.
Более того, Рэйвенс-Зиберер не рекомендует использовать ее результаты в споре о целесообразности закрытия школ в ответ на COVID-19.
«Каждый принял лучшее решение, какое только мог на тот момент», — говорит Рэйвенс-Зиберер о событиях начала 2020 года.
По ее словам, следующий кризис в области здравоохранения может быть другим, поэтому будет сложно извлечь прямые уроки из прошлой пандемии.
Сообщается, что сегодня Рэйвенс-Зиберер совместно с коллегами из девяти стран на пяти континентах исследует влияние закрытия школ на социальное неравенство и детское здоровье во всем мире.