Пять лет назад Лукашенко «отрекся от самого себя» — политолог
В 2015 году президент Белоруссии Александр Лукашенко «отрекся от самого себя» и совершил стратегическую ошибку, заявил 23 августа на YouTube-канале «День ТВ» публицист Альберт Нарышкин в ролике, посвященном ситуации в Белоруссии после прошедших 9 августа нынешнего года президентских выборов.
Публицист обратил внимание на то, что на прошлых выборах главы Белоруссии в 2015 году Лукашенко также набрал более 80% голосов, опередив слабо известную женщину как главный вариант оппозиции и еще несколько технических кандидатов «для размазывания рейтинга главного оппозиционера». При этом тогда реакция Запада была одобрительной.
Нарышкин выразил уверенность, что тогда страны Запада не выразили протест против победы Лукашенко потому, что ему «намекнули тогда, что надо немножко предать Россию, надо правильно повести себя по вопросам Крыма и Донбасса, и „батьке“ (прозвище Александра Лукашенко — прим. ИА Красная Весна) дадут то, что ему надо больше всего — легитимацию личной власти. Тем более, что он и прежде так делал — по Абхазии и Южной Осетии».
Лукашенко решил сыграть на противоречиях, но допустил две стратегические ошибки. «Во-первых, Лукашенко почему-то решил, что так теперь будет всегда», но за пять лет ситуация изменилась. Во-вторых, «пять лет назад Александр Григорьевич отрекся от самого себя», потому как пришел к власти и был востребован как тот, кто отстаивает идеи интеграции с Россией. Спустя много лет Лукашенко, по словам эксперта, «стал думать, что сама идея не нужна, что ее можно предать».
За 26 лет нахождения во власти Лукашенко, как считает политолог, «превратился в простого аппаратчика, упивающегося ведомственными интригами и далекого от любых идей». Идея объединения с Россией служила в Белоруссии «противоядием от других идей», Лукашенко же «продемонстрировал очень низкий уровень политической мудрости, когда эту идею продал и разменял». Это, по словам Нарышкина, стало для президента республики стратегическим просчетом и ударом по его власти «как раз тогда, когда он сам думал, что ее укрепляет». Лукашенко, таким образом, «продал ту самую идею», за которую его в свое время выбрали президентом.
Не все в политике, по словам эксперта, сводится к интригам и дипломатическим ходам. «Люди — это не роботы, ими движут идеи», — заявил Нарышкин, а Лукашенко «за пять лет методичной пропаганды в одних людях Лукашенко убил мысль об интеграции с Россией вообще, превратив нашу страну в угрозу в головах части своих граждан, а другие люди перестали верить, что эту интеграцию сможет провести Лукашенко.
Они, может, сами и хотели бы, но не считают, что «батька» сможет им это дать. Он показал совершенно другие свои интересы. Лукашенко нанес сокрушительный психологический удар именно по своему коренному электорату, деморализовал пророссийски настроенное большинство, а окончательно его добил своей нелепой провокацией в конце июля (имеется в виду задержание более 30 российских граждан, якобы прибывших в республику для дестабилизации обстановки — прим. ИА Красная Весна)»
В итоге Лукашенко стал отстаивать по сути те же позиции, что и его прозападная оппозиция. «И вот люди начинают думать, что оппозиция то и вправду не хуже „батьки“» — считает политолог.
«Людям нужны не только „бабки“, требуются еще смыслы и идеи, и если их не будешь давать ты, то вакуум заполнят другие, да еще таким содержимым, что мало не покажется, и никому не докажешь, что идеи глупы. Надо предлагать свое, а со своим у нас „напряг“, с тех пор как от советской идеи отказались» — подытожил публицист.