ЦБ РФ: выросло число жалоб на навязывание банками дополнительных услуг
Рост количества жалоб российских граждан на банки в связи с излишними комиссиями при выдаче кредита или навязыванием дополнительных услуг при кредитовании зафиксировал Банк России, сообщает сетевое издание «Газета.ру» 15 августа со ссылкой на пресс-службу Центробанка.
«Навязывание может выражаться в предустановленном согласии заемщика на оказание дополнительных услуг. Это прямо нарушает запрет, введенный при участии Банка России еще в 2021 году. Выявляя подобные практики, мы применяем меры надзорного реагирования», — сообщили в пресс-службе Центробанка.
В Банке России напомнили, что с 24 января 2024 года вступит в силу закон, увеличивающий период охлаждения (период, когда заемщик может вернуть деньги за дополнительные услуги) с 14 до 30 дней. Регулятор считает, что увеличенный период охлаждения вместе с обязанностью банка уведомлять клиента об этом периоде во многом лишает навязывание экономического смысла.
В пресс-службе отметили, что регулятор усиливает поэтапно требования к информированию потребителя. «Важно, чтобы он знал и о возможности отказаться от дополнительных услуг, и о своем праве запретить уступку прав (требований) по кредитному договору, и способах защитить свои права, обратившись с жалобой в том числе в Банк России», — подчеркнули в Центробанке.
Отмечается, что в целом за первое полугодие 2023 года получено 80,3 тыс. жалоб на банки. Это на 13,5% ниже по сравнению с количеством жалоб, полученных первом полугодии 2022 года. В том числе снизилось число жалоб по основным социально значимым тематикам: потребительскому и ипотечному кредитованию.