Минобрнауки: каждый третий студент в России не доучивается до диплома

Согласно статистике, от 15 до 40% студентов не заканчивают вуз, особенно на технических и естественнонаучных направлениях, зафиксировало Минобрнауки РФ, заявил 8 июня замминистра Дмитрий Афанасьев на форуме «HRexpo pro людей».
По словам Афанасьева, основная причина — это недостаточная подготовка абитуриентов к обучению в вузах. Он подчеркнул необходимость усиления школьной программы по математике, физике и другим профильным дисциплинам.
Однако эксперты указывают, проблема не только в школе, но и в низкой мотивации студентов, выборе специальностей без учета интересов и возможностей, а также в политике расширения бюджетных мест.
Согласно данным консалтинговой компании «Яков и Партнеры», только половина студентов IT-специальностей доходит до выпуска. В ряде случаев молодые люди уходят из вузов из-за трудоустройства, так как уже работают по профилю обучения.
Старший преподаватель НИУ ВШЭ Елена Горбунова отметила, что уровень отсева зависит от формы обучения, вуза и направления. Например, больше всего выбытий на сельскохозяйственных и инженерных специальностях, меньше всего — в педагогике и медицине.
Примерно 30% студентов бросают университет в течение обучения, при этом около 45–50% — на сложных специальностях в региональных вузах.
Большая часть отчислений формально связана с академической неуспеваемостью (более 120 тыс. человек в 2024 году), однако реальные причины могут быть другими: потеря интереса, работа или неправильно выбранный путь.
В последние годы наблюдается рост отсева, примерно на треть относительно показателей 2018 года. Это связано с увеличением контрольных цифр приема, снижением качества подготовки абитуриентов и изменением приоритетов молодежи.
Еще один фактор — это профессиональное самоопределение, которое часто наступает только на втором или третьем курсе. По мнению эксперта Ирины Абанкиной, некоторые вузы принимают студентов по заниженным требованиям, чтобы заполнить бюджетные места, что приводит к несоответствию уровня подготовки и нагрузки.
Проблема высокого отсева из российских вузов существует давно, однако в условиях новых экономических и социальных вызовов она становится более заметной.