1. Культурная война
  2. Музеи России
Выборг, / ИА Красная Весна

В музее-заповеднике Монрепо начали монтировать воссозданные барельефы

Изображение: цитата со страницы vk.com/monrepovyborg
Монтаж барельефа на библиотечный флигель в парке Монрепо
Монтаж барельефа на библиотечный флигель в парке Монрепо

Часть барельефов на античные темы, украшавших усадебный дом и библиотечный флигель в парке Монрепо Выборгского района Ленинградской области, воссоздали реставраторы, сообщает пресс-служба музея-заповедника Монрепо 7 ноября на странице в соцсети «ВКонтакте».

Здания были украшены 11 барельефами и горельефами два века назад. На библиотечном флигеле располагались парные Геракл и Омфала, а также Юнона и Юпитер. На главном доме помимо центрального сюжета в виде аллегории музыки находились две аллегории живописи, две — поэзии и две — скульптуры. До настоящего времени сохранились с утратами только четыре изображения.

Теперь здания будут украшать восстановленные уникальные скульптуры. Работа по воссозданию изображений проходила в мастерской члена Союзов художников России и Франции Рустама Игамбердиева. Как рассказал художник, было сложно говорить о реставрации и установке подлинных скульптур.

По словам специалиста, гипсовое изделие в XIX веке армировали предварительно вываренными в олифе деревянными лучинками, которые повышали прочность. Потом гипс высушивали и пропитывали несколько раз горячей олифой. Последний слой наносился олифой с воском, что позволяло изделию стоять на улице примерно 15-20 лет. В дальнейшем следовало постоянно подновлять изделие олифой.

«Несомненно, владельцы Монрепо знали это и подновляли барельефы по технологии олифой. А после, уже в советское время, изображения покрасили масляной краской. Как только нанесли краску — гипсовый слой внутри начал разрушаться. Кроме того, краска имеет свойство закрывать мелкие детали: глаза, уши, в отличие от олифы, которая полностью впитывалась», — пояснил Игамбердиев.

Он сообщил о двух технологиях воссоздания скульптур. Одна из них заключается в снятии формы с оригинала, на основе которой отливается изделие и затем подправляется, вторая — в создании копии изделия заново. Реставраторы решили пойти по второму пути, поскольку сохранившиеся в фондах Выборгского замка изображения имеют серьезные утраты, а находящиеся в фондах Монрепо изделия покрыты толстым слоем краски, которую невозможно снять без значительной утраты поверхностей.

«Конечно, у нас большой опыт копирования и воссоздания. Мастерская работала над выполнением больших американских и европейских контрактов, выполняя копии экспонатов Эрмитажа, Лувра и других музеев, воссоздавали скульптуры для Храма Христа Спасителя. В работе над скульптурными изображениями усадебных домов мы просмотрели аналоги и сделали согласно первоисточнику так, как это сделал бы художник первой четверти ХIХ века», — подчеркнул Игамбердиев.

Он сообщил, что воссозданные скульптурные изображения выполнены из мраморной муки на акриловой смоле. Этот материал имитирует гипс, и зрители не заметят разницу. Материал хорошо зарекомендовал себя, выдерживает дождь и снег, не требуя ремонта.

«Поэтому считаю, что барельефы спокойно простоят не один десяток лет. Согласно проекту реставрации, изображения и обрамляющие их профили будут затонированы в цвет топленого молока и станут завершающим штрихом в парадной отделке зданий», — сказал художник.