«Исторический оптимизм со слезами»: деятели культуры не празднуют революцию

Изображение: Никита Устинов © ИА Красная Весна
Пресс-конференция в ТАСС, посвященная открытию выставки «Энергия мечты»
Пресс-конференция в ТАСС, посвященная открытию выставки «Энергия мечты»

Почтить память русской революции 1917 года призвали участники пресс-конференции, посвященной открытию выставки «Энергия мечты» в Государственном историческом музее Москвы 25 октября, сообщает корреспондент ИА Красная Весна.

Пресс-конференцию открыл заместитель министра культуры РФ Владимир Аристархов. Он начал с того, что назвал Великую Октябрьскую революцию «величайшим из неоднозначных событий нашей истории». Говоря о неоднозначности Октября и его завоеваний, Аристархов сослался на мнение философа Александра Зиновьева, в чьей интерпретации 1930-е годы XX века были «самыми мрачными» для советских граждан, если говорить о лишениях и репрессиях, и в то же время «самыми светлыми» с точки зрения «надежд и иллюзий».

Замминистра подчеркнул, что выставка призвана сосредоточить внимание россиян на светлой стороне революции. Экспозиция расскажет о том, как революционерам удалось задействовать стихийный оптимизм русского народа и тем самым добиться беспрецедентного рывка, который позволил нашим прадедам выиграть битву с фашистским зверем. Аристархов подчеркнул, что без массового энтузиазма 1930-х годов, порожденного революцией, Россия бы не выжила как историко-культурная сущность. Из событий столетней давности, по мнению чиновника, нужно извлечь один-единственный урок — Россия непобедима при наличии объединяющей идеи, в какой бы цвет ни были окрашены знамена идеологов.

Вслед за Аристарховым выступил Алексей Левыкин — директор Государственного исторического музея, член Комитета Совета Федерации по культуре. Он признался, что был вдохновлен выставкой под названием «1917. Революция. Россия и Европа», недавно открывшейся в стенах Немецкого исторического музея. По его словам, Октябрьская революция оказала беспрецедентное влияние на весь ход мировой истории, о чем до сих пор помнит не только Германия, оплодотворившая большевизм марксистским учением, но и остальной мир. Так, в Китае тоже проходят масштабные тематические мероприятия в память об Октябре, причем там к этой памяти относятся с куда большим трепетом, чем в современной России. А коль скоро XX век «начался и завершился событиями в России», то наше культурное бездействие в ответ на китайские или немецкие начинания абсолютно недопустимо.

Директор Государственного исторического музея также отметил, что 70% экспонатов грядущей выставки будут представлены широкой публике впервые, а также прояснил вопрос с названием проекта. Словосочетание «Энергия мечты» зародилось в умах организаторов при ответе на вопрос, почему государственность Российской империи не выдержала революционного напора. Причина случившегося, по мнению Левыкина, кроется не в гениальности Ленина и соратников, а в энергии народных масс, которая выплеснулась вовне и «смогла смести всё». Что же касается большевистских вождей, то они, как считает Левыкин, умело прибрали эту энергию к рукам. Правда, чиновник умолчал о том, на какие цели — конструктивные или разрушительные — они перенаправили эту энергию, после того как «заковали страну в бетон».

Этот пробел восполнил директор Института Российской истории Юрий Петров. В своей речи он признал, что большевикам удалось «канализировать энергию в созидательное русло». В то же время историк подчеркнул трагичность революционных событий, уточнив, что речь идет об «оптимистической трагедии», в горниле которой невосполнимые утраты уживались с великими свершениями. Пользуясь наполеоновским определением революции («Революция» — это десять тысяч вакансий»), Петров напомнил о социальных лифтах, открывшихся после прихода к власти Временного правительства, а затем и большевиков. Было признано и то, что возникновение СССР вынудило западный капитализм обрести «человеческое лицо», а также подстегнуло национально-освободительную борьбу против колониальной зависимости на всех континентах. Несмотря на все реверансы в адрес революции, Петров заявил, что нужно не праздновать ее годовщину, а извлекать уроки из прошлого, имея в виду пресловутое примирение «красных» и «белых». Впрочем, было оговорено, что это примирение «не должно быть односторонним», равно как и не может быть сведено к покаянию.

Петров при этом предложил не приравнивать русскую революцию 1917 года к событиям Октября, как было принято в советское время, а считать ее триединым действом, в котором Октябрь наследует Февралю. Гражданская война трагически венчает противостояние революционеров и их противников. Именно такой формуле и будет подчинена экспозиция выставки.

Татьяна Колоскова — последний директор Музея В. И. Ленина — кратко рассказала о том, сколько труда стоило отобрать экспонаты, после чего продолжила тему трагического в русской революции. Революционная и постреволюционная действительность, по ее словам, полнится «драмами, трагедиями, чудовищными социальными потрясениями», но вместе с тем и «мечтами о лучшем будущем». Настроение, которым была проникнута революция, Колоскова охарактеризовала как «исторический оптимизм со слезами» (в оригинале в книге советского разведчика Леонида Шебаршина: «исторический оптимизм сквозь слезы» — прим. ИА Красная Весна).

Колоскова отметила, что организаторы выставки «намеренно ушли от политической истории», равно как и традиционного классового подхода, дабы сконцентрироваться на судьбах отдельных людей (по выражению Колосковой — «спуститься к единице»). Впрочем, несмотря на сознательное дистанцирование от фигуры Ленина, бывший директор назвала вождя мирового пролетариата выдающимся политическим деятелем, у которого следовало бы поучиться «созидающей мудрости, народолюбию и нестяжательству» любому современному политику.

Ближе к концу выступили Константин Могилевский и Наталья Еремина — представители «Объединенной металлургической компании», выделившей средства для выставки. Бизнесмены выразили благодарность организаторам, а также вскользь напомнили о том, сколь значимой для развития отечественной металлургии оказалась революция и последующая индустриализация. Так, была приведена статистика, согласно которой в дореволюционное время 90% акций российских металлургических мероприятий принадлежали иностранцам.

Напомним, что в преддверии столетия Великой Октябрьской революции по всей России проходит множество выставок, конференций и круглых столов, призванных извлечь уроки из прошлого и достичь общественного согласия и примирения. Так, 25 октября в крупнейших информагентствах страны состоялись сразу две пресс-конференции, на которых обсуждалось значение революционных событий.