1. Война с историей
  2. Осквернение памятников
Екатеринбург, / ИА Красная Весна

Протоиерей раскритиковал уральских вандалов, атаковавших памятник Ленину

Изображение: vk.com
протоиерей Александр Дягилев
протоиерей Александр Дягилев

Свою критическую позицию по отношению к «православным активистам», атаковавшим памятник Ленину, высказал председатель Комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства Санкт-Петербургской епархии, протоиерей Александр Дягилев, передает ИА Красная Весна.

В 150-летие со дня рождения Владимира Ильича Ленина вандалы разломали и выкинули цветы, которые возложили простые граждане. Свою возмутительную выходку представители движения «Екатеринбург Консервативный» сняли на видео.

Активисты надругались над цветами, когда возложившие их люди ушли
Активисты надругались над цветами, когда возложившие их люди ушли
ушлилюдиихвозложившиекогдацветами,наднадругалисьАктивисты

Дягилев признал: хотя он сам и относится к Ленину скорее негативно, но для многих людей его день рождения — большой праздник.

«Они искренне его любят, они принесли к его памятнику цветы. Я бы этого не сделал, но всё же, если я называю себя христианином — тем более — православным, я должен руководствоваться принципами из Евангелия: „Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки“» (Мф. 7, 12).

Хочу ли я, чтобы в наши церкви на Рождество врывались воинствующие коммунисты и ломали свечи и цветы, поставленные нами перед иконой Иисуса Христа?.. Я думаю — ответ очевиден. Но зачем люди, прикрываясь именем Православия, так поступают?

…Не пора ли сделать выводы? Нельзя творить зло во имя Иисуса Христа и Церкви!» — призывает священнослужитель.

Читайте также: Православные осудили атаку на памятник Ленину в Екатеринбурге

Ниже публикуем полный ответ протоиерея.

Ночью вандалы вновь разломали и выкинули цветы, когда никого не было
Ночью вандалы вновь разломали и выкинули цветы, когда никого не было
былоненикогокогдацветы,выкинулииразломаливновьвандалыНочью

«Я начну с того, что не дерзну утверждать, что то, о чем я сейчас скажу — это мнение всей Русской Православной Церкви — общецерковное мнение формируется на Вселенских и Поместных Соборах. А я же выскажусь лишь как человек и как священник, в меру своих знаний и в меру своего понимания происходящего.

Церковь Христова не протяжении своей истории пережила немало гонений. Сам Иисус Христос однажды сказал: „Если Меня гнали, будут гнать и вас“ (Ин. 15, 20). Десятилетия спустя апостол Павел напишет: „Все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы“ (2 Тим. 3, 12). Массовые гонения за веру в Иисуса Христа длились с I по IV век. Да и затем они периодически вспыхивали в разных регионах земного шара, вплоть до наших дней. Миллионы людей пострадали за веру только в нашей стране в период с 1917 по 1988 год.

Но самое печальное явление возникло уже в IV веке, и продолжается до сих пор: когда прекратились гонения, христианство стало основной религией Римской империи, гонимые проповедники любви и прощения во Христе Иисусе вдруг сами превратились в лютых гонителей. Сразу подчеркну — в основном это были не те люди, которые принимали веру и страдания в период гонений. В основном это были не епископы и священники, а необразованная чернь.

Впрочем, справедливости ради, некоторые епископы благословляли их действия, и даже инициировали гонения. Так, святитель Порфирий, епископ Газский, получил разрешение императора Аркадия на разрушение в Газе всех языческих храмов. Толпы христиан, при поддержке императорских воинов, врываются в дома язычников, конфискуют идолов, а всё найденное золото и серебро, принадлежавшее язычникам, присваивают себе. В Газе святой Порфирий строит большую церковь на месте сожженного языческого храма в честь бога Марны…

Когда читаешь эти строки — невольно возникает вопрос — а разве этому учил Иисус Христос? Примерно в то же время в Александрии толпой не просто христиан, а монахов была зверски убита язычница Ипатия (Гипатия), которая известна как ученый, философ, астроном, математик… Как описывается: „Беснующаяся толпа сорвала с нее одежду и заживо сдирала плоть до костей черепками от керамической посуды. Также ей вырезали глаза. Останки протащили по улицам…“. Впоследствии христианский историк Сократ Схоластик, описывая эти события, потом напишет: „Это причинило немало скорби (позора) и Кириллу, и Александрийской Церкви, ибо убийства, распри и всё тому подобное совершенно чуждо мыслящим по духу Христову“… К сожалению, мы опять видим, что в эти события оказался вовлечен местный епископ — святитель Кирилл Александрийский.

В еще более позднее время христиане стали ненавидеть и убивать христиан из-за богословских разногласий, и так исполнились другие слова Иисуса Христа: „Даже наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу. Так будут поступать, потому что не познали ни Отца, ни Меня“ (Ин. 16, 2-3).

«Не познали ни Отца, ни Меня»… хотя и крестики будут носить, и в Церковь ходить, и за имя Иисуса будут готовы «пасть порвать, моргалы выколоть», — как говорится в известном фильме. Невольно вспоминаются строки и из другого фильма:

Поговорим о деле,

Причем начистоту,

Осада Ла-Рошели

Ужель нужна Христу?

Всякий раз подобное поведение христиан заканчивалось для Церкви мощнейшим кризисом — новые ереси и учения возникали не только из-за гордости человеческой, но и потому, что люди не хотели быть в такой Церкви — Церкви убийц и гонителей… И даже наш раскол XVII века произошел из-за того, что христиане стали ненавидеть христиан из-за того, как кто складывает пальцы для крестного знамения. Когда меня спрашивают: „Кто был прав в той ситуации“, — я сразу говорю: „Не правы были обе стороны“. Ради вторичного они забыли главное — что Бог есть любовь (1 Ин. 4, 16).

Теперь давайте вернемся к той ситуации, что в Екатеринбурге накануне некие люди, которые называли себя «православными активистами» разломали и выкинули цветы, которые жители положили в 150-летие Ленина.

Плохих людей в природе не существует, Бог плохих людей не творил. Всякое Божие творение «хорошо весьма» (Быт. 1, 31). Поэтому человеческая личность не подлежит оценке. Оценке подлежат поступки человека.

Если оценивать деятельность В. И. Ленина — я ее скорее оценю отрицательно. Он виновен в уничтожении страны, в которой сам же родился, в пролитии крови миллионов людей, в гонениях на веру и на Церковь. Но при этом я верю, что им двигали благие намерения, которые, впрочем, не оправдывают совершенное им зло.

Тем не менее, во-первых, людей судит Бог, а не я, а, во-вторых, я допускаю, что не все люди могут со мной соглашаться в моей оценке деятельности Ленина. И я допускаю, что для многих людей день его рождения — до сих пор большой праздник. Тем более — юбилей. Они искренне его любят, они принесли к его памятнику цветы. Я бы этого не сделал, но всё же, если я называю себя христианином — тем более — православным, я должен руководствоваться принципами из Евангелия: „Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки“ (Мф. 7, 12).

Хочу ли я, чтобы в наши церкви на Рождество врывались воинствующие коммунисты и ломали свечи и цветы, поставленные нами перед иконой Иисуса Христа?.. Я думаю — ответ очевиден. Но зачем люди, прикрываясь именем Православия, так поступают?

Дерзну утверждать, что и святые не всегда были правы. Их поступки — не всегда пример для нас. Вот пример святителя Порфирия Газского — но сколько теперь осталось христиан в секторе Газа? Пример святителя Кирилла Александрийского — но сколько теперь процентов христиан проживает в Александрии? Не пора ли сделать выводы? Нельзя творить зло во имя Иисуса Христа и Церкви!

С Пасхой Вас! Христос Воскресе!»