Парижские студенты протестуют против реформы высшего образования

Дмитрий Егорович Жуков. Провалился. 1885
Дмитрий Егорович Жуков. Провалился. 1885

Студенты факультета права и политических наук университета Нантер (Париж Х) не смогли пройти к месту сдачи экзаменов, заблокированного студенческим профсоюзом, 11 мая сообщает AFP.

Экзамены, которые должны были состояться сегодня и завтра, были аннулированы. Ранее, 10 мая, были перенесены экзамены в университете Гренобля. Однако в целом студенческое движение иссякает, считают СМИ. По данным Министерства высшего образования, науки и инноваций, на 10 мая оставались заблокированными лишь два университета (Ренн-2 и Нантер), в пяти продолжаются волнения (Лимож, Нант, Марсель, Сорбонна и Париж VIII).

Нантер остается одним из университетов, полностью заблокированных противниками реформы, которую обвиняют в создании системы непрозрачного отбора.

Напомним, с марта этого года Франция парализована студенческими волнениями, вызванными принятием нового закона о высшем образовании, который министр Высшего образования, науки и инноваций Фредерика Видаль назвала законом «ориентации и успеха» (ORE).

Во французской системе высшего образования прием абитуриентов производится на основе результатов экзаменов по окончании среднего образования (бакалавриата), и вступительные экзамены не проводятся (кроме Высших инженерных школ). В результате конкурс на некоторые специальности повысился настолько, что университеты просто физически не могут вместить всех желающих. Однако настоящий отбор происходит во время экзаменов первого года обучения, в результате которых отсеивается около 60% студентов.

Выпускники же других направлений не находят работу. Соответственно, такие факультеты относятся к менее популярным.

Новый закон предусматривает отбор на основе досье на абитуриета в базе данных Parcoursup, которое ведется на протяжении всей школьной жизни. Рейтинг абитуриентов, имеющих более или менее равные количественные результаты, далее оценивается по субъективным критериям. Так, приемная комиссия должна оценить самохарактеристику, мотивацию, профессиональный опыт (отчеты о стажировках, знакомство в профессиональном мире).

Как отмечают специалисты от образования, такая практика может увеличить социальную недоступность ряда профессий для низкостатусных семей и в без того достаточно сословной системе.

Закон «ориентации и успеха» оспаривается и ректорами университетов. Называя его незрелым, не решающим проблем образования, они отказываются проводить подобную селекцию из-за недостатка времени, средств и идеологической неясности. Такое решение приняли руководители университетов Пуатье, Руана, Лиона 2, Бордо, Монтеня и По. «Чтобы создать закон такого масштаба, который позитивно ответит на ряд проблем, требуются другие средства», — считает Рашид Эль Герджума, возглавляющий университет в Ле-Мане.