Американские аналитики назвали новые причины кризиса поставок чипов
Причины дефицита чипов назвали аналитики исследовательских компаний IDC и IC Insights в материалах, опубликованных к 27 января их пресс-службами.
Специалисты IDC считают, что основное пагубное воздействие дефицита ощущается в сегменте чипов, выполненных по старым техпроцессам 40 нм и больше. По таким технологиям изготавливаются микросхемы для управления экранами, управления питанием, автомобильные чипы и микроконтроллеры. По подсчетам IDC, 67% всей полупроводниковой продукции изготавливается именно по старым технологиям.
Однако чипы, произведенные по передовым техпроцессам — 16 нм и меньше — при том, что составляют 15% от объема производства, приносят 44% выручки. Поэтому производители чипов в первую очередь вкладывают средства в такое производство. Производственные же мощности на старых техпроцессах не увеличиваются и дефицит сохраняется.
Исследователи из IC Insights обратили свое внимание на ситуацию с поставками чипов для автомобильной промышленности. Общепринятая точка зрения относительно причин особо острого дефицита в этой области состоит в следующем.
С началом эпидемии коронавируса спрос на автомобили упал. Автопроизводители, закупавшие микросхемы по схеме «ровно сколько нужно в срок» и не делавшие запасов, остановили закупки. В это время вырос спрос на микросхемы для компьютеров, средств связи и бытовой электроники, так как люди, переведенные на удаленную работу, стали проводить много времени дома.
Когда после первой волны эпидемии спрос на автомобили стал восстанавливаться, автопроизводители обратились к изготовителям чипов с новыми заказами. Однако производственные мощности последних уже были заняты исполнением других контрактов и вынуждены были отказать поставщикам автоконцернов.
Специалисты из IC Indights считают, что эта ситуация не является главной причиной дефицита чипов для автопрома. Если рассмотреть статистику отгрузок автомобильных микросхем, то становится видно, что 2021 год не стал годом провала производства продукции.
В 2018 году было отгружено 41 млрд чипов для автопрома. В 2019 — 41,25 млрд. В 2020 году продажи просели до 40,38 млрд штук, а в 2021 они взлетели на 30% и достигли 52,42. Эта цифра логично продолжает график роста продаж чипов, заданный в предыдущие года: 2016 год — 30,23 млрд штук, 2017 — 36,29 млрд, 2018 — 41 млрд.
Аналитики IC Insights считают, что главной причиной кризиса поставок микросхем для автомобильной промышленности стал скачок спроса на них в 2021 году, а не неспособность производителей нарастить производство. Производство автомобильных микросхем выросло на 30%, как уже упоминалось выше. А это выше чем средний рост по отрасли, составивший 22%.
Напомним, электромобили и самоуправляемые транспортные средства требуют в десятки раз большего количества микросхем, чем обычные автомобили. Для электромобилей важна силовая электроника для управления аккумуляторами и энергетической установкой. В последнее время все больше автопроизводителей переключают свое основное внимание на производство электромобилей.