Ученые доказали, что викинги были первыми поселенцами на Азорских островах

Изображение: (сс) Katchooo
Азорские острова

Свидетельства останков животных на Азорских островах показали, что норвежские мореплаватели поселились на островах за столетия до португальских исследователей, 31 октября сообщает The Guardian.

К такому выводу пришли исследователи, которые обнаружили доказательства, подтверждающие идею о том, что викинги поселились на берегах Азорских островов в Атлантическом океане за несколько сотен лет до прибытия португальцев в 1427 году.

Ученые проанализировали отложения на дне озера на Азорских островах и и обнаружено, что они богаты органическими соединениями, которые содержатся в отходах коров и овец. В то же время в этих образцах также было обнаружено высокое содержание древесного угля, но низкое содержание пыльцы местных деревьев.

Такое сочетание убедительно свидетельствует о том, что ранние поселенцы сжигали деревья, чтобы расчистить землю для выпаса своего скота, утверждают исследователи. Однако именно датировка этих образцов стала настоящим сюрпризом. Ученые обнаружили, что они были отложены где-то между 700-850 годами н. э., на несколько столетий раньше даты, указанной для прибытия португальцев на острова.

«Наши реконструкции дают недвусмысленные доказательства до-португальского заселения Азорских островов», — заявили ученые в статье.

Примерно с 700-800 гг. н. э. ветер и погодные условия в северном полушарии, вероятно, помогли поселенцам из более высоких широт и препятствовали переселенцам из Южной Европы, что облегчило людям с севера доступ к Азорским островам, считают исследователи. «Эти результаты свидетельствуют о том, что норвежцы, скорее всего, были самыми ранними поселенцами на островах», — отметили ученые.

Важно отметить, что их выводы также подтверждаются исследованиями эволюционного биолога Джереми Сирла из Корнельского университета, который также утверждал, что викинги добрались до Азорских островов, хотя его работа основана на совершенно другом биологическом источнике, в частости, на мышах.

«Мыши проникают на борт кораблей и переносятся людьми по всему миру, — сказал Сирл. — Там, где вы находите людей, вы находите мышей, и если вы сможете понять, откуда взялись эти мыши, вы получите представление о том, где у этих людей были их первоначальные дома».

Исследования Сирла показали, что популяции домовой мыши, Mus musculus, имеют разные генетические признаки в зависимости от их местности. «Анализируя митохондриальную ДНК, которая наследуется по женской линии, мы можем определить разницу между мышами из разных частей Европы», — сказал он.

На Британских островах одна отличительная линия домовых мышей встречается на Оркнейских островах, острове Мэн, Гебридских островах, Кейтнессе и в некоторых частях Ирландии.

«Все это были области влияния викингов, и, что особенно важно, когда мы посмотрели на Норвегию, мы обнаружили, что мыши там несут одну и ту же генетическую подпись», — сказал Сирл.

В итоге, Сирл и его команда считают, что они точно определили мышь викингов и с тех пор искали признаки ее присутствия в других местах — и нашли ее в останках древних мышей из Исландии и Гренландии, которые викинги заселили более 1000 лет назад.

Затем, несколько лет назад, Сирл осмотрел два других места гораздо дальше к югу: Азорские острова и Мадейру — и в обоих местах они обнаружили мышей, несущих ту же генетическую подпись, что и мышь-викинг. Важно отметить, что они обнаружили очень мало мышей, которые несли генетические признаки, подобные тем, которые были обнаружены в популяциях мышей в Португалии, чьи моряки также считались первыми, кто поселился на этих островах.