Экс-посланник ООН в Ливии рассказал, кто на самом деле остановил войну
Бывший посланник ООН в Ливии Гассан Саламе впервые дал большое интервью ливийскому каналу 218 о его пребывании на посту главы миссии.
Гасан Саламе 2 марта 2020 года подал в отставку, ссылаясь на неудовлетворительное состояние здоровья. В Восточной Ливии Саламе обвиняли в симпатиях к группе «Братьев-мусульман» (организация, деятельность которой запрещена в РФ).
Гассан Саламе рассказал, что после нескольких месяцев войны в Триполи и последующего ухода войск фельдмаршала Халифы Хафтара из западной Ливии в процесс вмешались американцы. Это было необходимо, потому что ливийская война могла превратится в турецко-египетский конфликт по линии Сирт — Аль-Джуфра.
Он добавил: «Я подготовил юридическое соглашение, и военные поддержали меня с обеих сторон, а США вмешались фактически и прекращение огня на линии Сирт-аль-Джуфра стало практическим».
Позиция военных дала надежду
Он рассказал, что военные с обеих сторон выражали недовольство наличием наемников в Ливии и выступали за режим прекращения огня. Они выразили готовность встретиться при условии, что их соберет на общую встречу миссия ООН, и по прибытии в Женеву они вместе отправились обедать.
Саламе подчеркнул, что если бы Военный комитет не согласился на прекращение огня, выполнение решений Берлина и прекращение внешнего вмешательства, то примирения не произошло бы.
Он добавил, что делал ставку только на патриотизм ливийцев, и не было бы никакого прогресса на политическом и экономическом направлениях без соглашения между военными.
Он продолжил: «Эпидемия сыграла положительную роль, потому что многие встречи проводились виртуально, и сыграла отрицательную роль, потому что тунисцы боялись, что не могут контролировать эпидемиологическую ситуацию в Ливии и проводить очные встречи.
Саламе сказал, что он оптимистичен в плане реализации мирного соглашения, потому что он знал, что страны, которые могли воспрепятствовать соглашению, согласились с результатом переговоров.
Он считал, что финансовый путь в то время был очень важен, и впервые два центральных банка встретились и согласовали единый обменный курс и единый бюджет.
Политики Ливии боялись перемен
Саламе рассказал: «Когда я был в Ливии в 2017 году, каждая партия, занимающая свою позицию, боялась перемен и хотела, чтобы этого не произошло. Спикер Палаты представителей хотел быть президентом Президентского совета и не допустил бы никаких иных изменений, если бы он не был его президентом, а у президента Высшего государственного совета Халеда аль-Мишри были свои политические амбиции, и он хотел убедиться, что любые изменения не повредят этим амбициям… Президент и члены Президентского совета настаивали на том, чтобы остаться на своих местах, и Аль-Саррадж опасался любых изменений и пытался достичь взаимопонимания с Хафтаром, чтобы предотвратить это изменение».
Экс-посланник миссии ООН подчеркнул, что при этом тысячи ливийцев, с которыми он встречался, не хотели, чтобы все эти партии и политики оставались на политической арене.
«Я видел собственными глазами»
Гассан Саламе рассказал о размахе коррупции, сопровождавшей его в Ливии. Он назвал ее «систематическим грабежом», подчеркнув, что его совесть стала более спокойной, когда он сказал, что происходящее является не коррупцией, а грабежом. Экс-посланник ООН также отметил, что бывший премьер Ливии Файез Аль-Саррадж плакал три или четыре раза, когда говорил с ним о ситуации, и причиной этого была его полная беспомощность в этом вопросе.
Он сказал: «Я собственными глазами видел колонну с бензином, контрабандным путем ввозившуюся в Тунис, и аккредитивы, выпущенные Центральным банком, и я видел масштабы потерь, и я видел сотни нездоровых ливийцев в Стамбуле и Тунисе, обращавшихся в министерство здравоохранения, и я собственными глазами видел больницы за пределами Ливии, которые завышали цифры, чтобы получить больше ливийских денег».
Бывший посланник ООН указал, что ряд стран связывался с ним по его прибытии в Ливию, требуя денег для лечения ливийцев, поясняя, что Ливия производит больше нефти и газа, чем Кувейт, а ее народ живет в бедности.
Израиль опаснее, чем Турция и Иран
По словам Саламе, Турция извлекла уроки из российской и иранской моделей работы в Сирии и предприняла аналогичные действия, используя для своего распространения группы «Братьев-мусульман» (организация, деятельность которой запрещена в РФ).
Бывший посланник ООН сказал, что Иран действует против арабов, и никто не останавливает его, и Турция выступила против арабов, и никто не остановил это.
Он подчеркнул, что, однако, Израиль стал опаснее, чем Иран и Турция, поскольку у него есть желание заселить и аннексировать земли.
Книга об опыте Ливии
В конце диалога Саламе сказал, что Ливия стала его второй родной страной и что он будет ежедневно следить за ее делами, чтобы увидеть, как она будет продвигаться к большей стабильности. Он рассказал 218, что он пишет книгу вместе со Стефани Уильямс об их опыте совместной работы в Ливии, которая, как ожидается, выйдет летом.
Он указал, что подал в отставку в начале 2020 года и решил лечить свое здоровье в тот день, когда к нему обратился Ян Кубиш, которого сейчас назначили спецпосланником ООН в Ливии.
(теги пока скрыты для внешних читателей)