1. Политическая война
  2. Ситуация на Балканах
Сараево, / ИА Красная Весна

Политики Боснии выражают скепсис по поводу выборов в 2022 году

Уильям Хогарт. Выборы в парламент. Агитация. 1753-1754
Уильям Хогарт. Выборы в парламент. Агитация. 1753-1754

Политики отмечают, что в Боснии и Герцеговине (БиГ) вопрос с выборами в президиум БиГ, которые должны состояться в октябре 2022 года, остается открытым, так как переговоры по внесению изменений в закон о выборах прерваны, 27 декабря сообщает информагентство N1.

Заблокированные государственные учреждения, приостановленные переговоры по поправкам в Закон о выборах, а также отзыв международных посредников, это политический баланс второй половины года в Боснии и Герцеговине. Приедут ли снова специальный представитель США по избирательному законодательству Мэтью Палмер и представитель Европейского союза Анджелина Эйхорст, и когда, пока неизвестно. Неизвестно, пройдут ли в следующем году всеобщие выборы в Боснии и Герцеговине, и по каким правилам.

«Ничего не согласовано, пока мы не договоримся обо всем», — сказал Бакир Изетбегович в начале декабря. Вскоре после этого «Партия демократического действия» вышла из переговоров, как и «Социал-демократическая партия» БиГ и «Демократический Фронт». Лидеры всех партий, как правящей, так и оппозиционной, согласны с тем, что в переговорах об изменениях в законе о выборах отошли лишь на шаг от исходных позиций. Понятно, что в этом году изменений в законе о выборах не будет, и неизвестно, изменится ли что-нибудь до 31 января. Этот крайний срок, хотя по принятым правилам не следует касаться Закона о выборах в год выборов, был установлен международными посредниками.

«Поскольку Центральной избирательной комиссии потребуется время, чтобы скорректировать все исполнительные акты, которые она должна сделать, например, при выборах члена президиума. Для этого требуется определенный срок, они должны быть опубликованы в Официальном вестнике, поэтому они были бы готовы принять решение о назначении выборов на 2 октября», — поясняет Вехид Шехич из Коалиции «Под увеличительным стеклом».

Мэтью Палмер и Анджелина Эйхорст — представители США и Евросоюза, которые назначены ответственными за изменение избирательного законодательства в БиГ, отменили визит, объяснив это тем, что дальнейшие переговоры не принесут результатов. На следующий день после ухода иностранцев из переговоров вышли несколько боснийских политических партий.

«Если они не хотят разговаривать со всеми политическими представителями составляющих народов или открывать диалог, тогда ясно, что это самая большая блокада государства. Вот почему мы из „Хорватского демократического содружества“ БиГ за открытый диалог», сказал заместитель председателя партии Маринко Кавара.

«Я думаю, что это бессмысленно в ситуации, когда парламент не работает, обсуждать избирательную реформу. Я не думаю, что это слишком поздно. Еще есть время до мая, пока не будут объявлены выборы. Это нужно сделать к маю», — сказала депутат парламента Альма Коло.

И у оппозиции после почти трех месяцев встреч есть объяснение, почему переговоры потерпели фиаско. Говорят, благодаря «трактирной политике».

«Внеинституциональная деятельность окупилась, и мы должны провести здесь красную линию. Мы увидим, вернутся ли участники переговоров от Европейского Союза, в первую очередь г-жа Эйххорст и г-н Палмер, с новой стратегией», — сказала Сабина Кудич, лидер «Нашей партии».

Если они вообще вернутся. В посольстве США заявили, что пока нет даты нового прибытия. Многие считают, что только некий ультиматум Евросоюза может «подтолкнуть» боснийских политиков к соглашению. За три месяца переговоров были согласованы только прямые выборы членов президиума, что и так предусмотрено действующим законом. По мере продвижения переговоров иностранцы все чаще обращались к техническим, а не политическим изменениям — электронному голосованию и сканированию бюллетеней, а также с призывом ко всем отказаться от максималистских идей. Идеи остаются, а время уходит. Нельзя забывать, что иностранцы уже почти 15 лет пытаются примирить политиков БиГ на тему изменения Конституции и закона о выборах.