Ответ Михеева конспирологам: мировой заговор возглавляется дьяволом
Мировой заговор существует, и во главе его стоит дьявол, заявил политолог Сергей Михеев 24 октября в интервью интернет-изданию PolitRussia.
Михеев считает, что повальная увлеченность всевозможными конспирологическими теориями проистекает из обмирщенности и неверия в Бога, а стало быть, касается прежде всего атеистов. Люди религиозные, по словам политолога, знают, что в мировом масштабе главный заговорщик — это сам дьявол, который олицетворяет собой «метафизическое зло».
По Михееву, любые политические дрязги и происки транснациональных элит — всего лишь производные от тех козней, которые сатана строит роду человеческому. Именно «князь мира сего» вероломно пользуется первородной греховностью людей, соблазняя некоторых из них перспективой неограниченной власти.
Атеисты же, по мнению политолога, подставляют вместо дьявола любые произвольные субъекты, которые будто бы самостоятельно хотят закрепостить человечество. При таком раскладе виновниками всех бед могут оказаться хоть масоны, хоть рептилоиды, хоть сионисты, добавил Михеев.
Отметим, что Сергей Михеев известен как русский патриот, ревностный православный христианин и защитник традиционных ценностей. Однако в своих интеллектуальных построениях он с завидной частотой напирает на исходно католический тезис о роковом несовершенстве человеческой природы, которая уязвлена грехопадением Адама и Евы.
Антропологический скепсис приводит Михеева к отрицанию любых проектов «земного рая» — от марксистских до собственно религиозных. Так, например, 19 октября 2018 на встрече в «Политкафе» он назвал «ересью» хилиазм (милленаризм) — христианское учение о построении Царства Божьего на земле, не осужденное, к слову, ни одним Вселенским собором.
Решительное неприятие вульгарной конспирологии — это вопрос не веры в Бога, а интеллектуальной культуры и дисциплины ума. В конце концов, светский человек или даже убежденный атеист вовсе не обязан идти на поводу у интернет-проходимцев, которые бездоказательно предлагают ему поверить в мировой заговор условных сионистов.
Если же иметь в виду людей набожных, то представления Михеева можно оспорить даже с христианских позиций. В самом деле, дьявол не способен олицетворять предельное метафизическое зло постольку, поскольку являет собой жалкую пародию на Господа Бога. Стало быть, заговор низшей инстанции против высшей, о котором говорит Михеев, заведомо обречен на провал.
Другое дело — вселенское зло высшего порядка. Та самая библейская «тьма над бездной», которую обуздывал сам Творец и которая, согласно некоторым христианским представлениям, способна заново поглотить творение. Конечно, о заговоре этой тьмы против сущего можно говорить лишь метафорически. Однако такая метафора гораздо уместнее применительно к ней, чем к дьяволу, ведь в этой системе метафизических координат зло может раз и навсегда восторжествовать над добром.