Правительство Франции нашло новый способ ускорить принятие пенсионной реформы

Изображение: (сс) EU2017EE
Элизабет Борн
Элизабет Борн

Желание провести пенсионную реформу с участием парламентариев натолкнуло правительство Франции на поиски новых процедур, которые позволили бы это сделать с наименьшими затратами по времени, 27 января пишет французская газета Sud Ouest.

В начале января правительство заявило, что оно не хочет прибегать к статье 49.3 Конституции Франции, позволяющей ей принять пенсионную реформу без учета мнения депутатов. Однако, это не означало, что исполнительная власть решила все отдать в руки законодателей. Теперь она обратилось к другой статье Конституции, статье 47.1.

Эта статья была внесена в основной закон государства в 1996 году. Она применялась только в отношении бюджета социального обеспечения. Важность этой статьи расходов требовала ограничения по времени хода обсуждения законопроекта, представленного на рассмотрение в Ассамблею и Сенат Франции, давая всего 50 дней на принятие закона. С учетом того, что депутаты от оппозиции в ходе рассмотрения законопроекта об исправленном бюджете социального обеспечения (PLFSS), частью которого по желанию правительства стала пенсионная реформа, уже внесли более 7 тыс. поправок, то для власти это был способ сократить дебаты и принять реформу в ускоренном темпе.

Текст законопроекта должен поступить на рассмотрение в нижнюю палату парламента 6 февраля. После чего правительство намеревалось прибегнуть к ст. 47.1 и ограничить продолжительность обсуждений 50 днями, то есть до 26 марта. При работе с обычным проектом, он постоянно кочует между Ассамблеей и Сенатом, превращаясь в парламентский шатл. При использовании ст. 47.1 такой способ обсуждения уже был невозможен. Парламентарии в этом случае будут вынуждены продолжать заседание до тех пор, пока не примут закон или отклонят его.

Сроки, установленные после подачи проекта, составляли 20 дней для Национального собрания и 15 дней для Сената. Затем у обеих палат парламента оставалось еще 15 дней на согласование. Если соглашение не будет достигнуто, то положения проекта могут быть реализованы постановлением, чего еще никогда не было.

По мнению экспертов, возможность такого шага и стала основной причиной включения пенсионной реформы в виде поправки в закон о финансировании социального обеспечения на 2023 год. Правда, такая процедура была возможна только в том случае, если требовалось срочно принять закон о социальном бюджете, как было сказано в ст. 47.1 Конституции Франции.

Однако в данном конкретном случае у правительства не было никакой срочности в принятии пенсионной реформы. Поэтому можно было прибегнуть к классической процедуре обсуждения в парламенте. Исходя из этого, как заметили специалисты по конституционному праву, обращение к этой статье со стороны исполнительной власти будет неправомерным. Конституционный совет, в свою очередь, заверил, что будет внимателен при ссылке на ст. 47.1.

Депутаты от движения «Новый народный экологический и социальный союз» (Nupes) осудили это «посягательство на права парламента» и «грубый маневр, достойный врагов демократии».

«Я не думаю, что французов волнует в каком виде представлен проект пенсионной реформы: как часть законопроекта „О внесении поправок в закон о финансировании социального обеспечения на 2023 год“ или в виде обычного законопроекта», — прокомментировала Элизабет Борн.