Определена очередность обслуживания грузоперевозчиков в портах России
Новые правила недискриминационного доступа (ПНД) грузоперевозчиков в портах приняты правительством, 25 октября сообщает издательство «Коммерсант».
Новая редакция предполагает более прозрачную процедуру доступа перевозчиков к портовым услугам. Разработанные ФАС правила должны обеспечить всех грузоотправителей равными возможностями по работе с грузами.
Новые ПНД четко определяют очередность обслуживания всех грузоперевозчиков. Первыми в очереди на портовые грузовые услуги определены портовые инвесторы. За ними следуют страны-члены ЕАЭС, работающие по Международным соглашениям. Далее в очереди следуют крупные грузоотправители, затем клиенты с договорами take-or-pay. В последнюю очередь обслуживаются грузоперевозчики, работающие с портом не менее 3-х лет.
Доступ к услугам определен в границах «доступной мощности», расчет и публикация которой осуществляется ежемесячно.
Как отметил глава инвесткомитета Ассоциации морских торговых портов Дмитрий Морозов, разработанный документ является результатом длительной совместной работы ведомств и стивидоров (стивидор — специализированная организация, осуществляющая погрузку и выгрузку судов), положительно оцененный профессиональным сообществом грузоперевозчиков.
Однако не все грузоотправители согласны с разработанными ПНД. Так, в «Русале» считают, что главной привилегией должен стать объем обслуживаемых грузов, составляющий не более 20%, остальные клиенты должны обслуживаться в порядке первоочередности поданных заявок.
Напомним, что согласование ПНД остановилось из-за переговоров с Казахстаном, требовавшим первоочередного доступа к портам РФ. Приостановка вызвана приоритетом Астаны в грузоперевозках на территории РФ, значительными объемами перевозимых казахских грузов (до 14 млн тонн угля через Дальний Восток) и наличием «узких» мест некоторых участков ОАО «РЖД», лишающих российских грузоотправителей возможности доступа к российским портам.