Новый закон о просвещении хорош, но порядок исполнения подкачал — эксперт
Новое правительственное положение о просветительской деятельности, представленное в проекте, противоречит закону об образовании, поскольку ограничивает общественное просвещение и дает дополнительные возможности для коррупции, заявил адвокат из Санкт-Петербурга Олег Барсуков 27 апреля в комментарии ИА Красная Весна.
Юрист прокомментировал правительственный проект «Положения об осуществлении просветительской деятельности», опубликованный на официальном интернет-портале правовой информации.
Согласно паспорту документа, Положение подготовлено 23 апреля Минпросвещения России и обнародовано для общественных обсуждений и для независимой антикоррупционной экспертизы.
Появление нового правительственного норматива, считает юрист, вполне закономерно в контексте дополнения Закона «Об образовании» новым законом о просветительской деятельности от 5 апреля 2021 года, который вступает в силу 1 июня 2021 года.
При этом, утверждает эксперт, расширение закона «Об образовании» нормами о просветительской деятельности, — явление в целом позитивное, как минимум, в связи с введенными ограничениями иностранного влияния и запретом «недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов».
«Новым законом, по сути, запрещены исторические и культурные фейки и иностранное вмешательство в образование, которым зачастую эти фейки были обусловлены. И это не может не радовать», — пояснил адвокат.
Однако, по мнению эксперта, позитивные стороны нового закона могут быть опорочены предлагаемым порядком его исполнения. Так, весьма спорна установленная проектом «Положения» норма о том, что просветительская деятельность осуществляется «на основании договоров об оказании услуг», заключенных между субъектами просветительства и «организациями, осуществляющими образовательную, научную деятельность и деятельность в сфере культуры».
Такой порядок, утверждает юрист, заключает просвещение в рамки возмездных взаимоотношений, что губительно для традиций общественной деятельности в этой области.
«Договор услуг однозначно подразумевает плату за эти услуги, а это значит, что напрочь закрываются возможности для общественников, которые и качествами необходимыми обладают, и просвещать готовы на общественных началах», — утверждает эксперт.
Кроме того, по убеждению эксперта, приведение просвещения в рамки сугубо возмездных взаимоотношений неминуемо приведет к монополии учреждений на привлечение определенных «просветителей» и, как следствие, к коррупции.
Читайте также: В РАН пояснили, что не так с постановлением о просветительской деятельности