Chatham House готовит ответ на «Скрипаль-атаку»
Очередные аналитические материалы для политиков Великобритании опубликовал Royal Institute of International Affairs (Королевский институт международных отношений), более известный как Chatham House, 30 марта сообщает корреспондент ИА Красная Весна.
Рекомендации в отношении России даны в статье «Как Британия может ответить на „Скрипаль-атаку“» Найджела Гулд-Девиса, научного сотрудника программы «Россия и Евразия» совместно с руководителем программы Джеймсом Никси, а также в статье «Ответ Великобритании на атаку Солсбери: всесторонняя оценка» все того же Гулд-Девиса.
Данные авторами рекомендации в первой статье разбиты на четыре раздела.
Первый раздел включает принципы, которыми нужно руководствоваться для эффективного реагирования: «Эффективные меры должны создать неприемлемые для России последствия, как наказание за прошлые действия и средство сдерживания от будущих; избирательные жесткие меры по отношению к ответственным за российскую политику, но не в отношении обычных россиян; издержки при проведении жесткой политики, к сожалению, неизбежны, это „не бесплатный обед“».
Какие возможные ответные меры предусматриваются: «Дипломатические санкции, способные снизить возможности России, а не просто „глаз за глаз“; бойкот чемпионата мира королевской семьей и высшими министерствами; работа с „фейковыми“ новостями».
Меры против «откровенной лжи» в российских спонсируемых государством СМИ «особенно от RT и Sputnik»: «Свобода слова больше не является адекватной для безопасности в противостоянии с Россией; эффективные финансовые санкции, чтобы максимально не дать России возможность использования британской финансовой системы для осуществления своих целей, вплоть до взыскания „опасных активов“ олигархов».
Дополнительные шаги, предлагаемые экспертами Chatham House, предусматривают расширить круг санкций: «Учитывая масштаб российских активов в Великобритании, очевидно, следует принять версию закона Магнитского: замораживание активов и запрет на въезд за „нарушения прав человека“ и коррупцию».
Кроме того, по мнению британских экспертов, необходимы действенные санкции в отношении ключевых фигур, связанных с Кремлем, и расширения финансовых санкций в отношении России. Все это должно показать решимость Великобритании к дальнейшим действиям: «Великобритания должна быть готова ответить решительно в случае российских киберпреступлений для разрушения западных систем, „если это повторится“. Необходима тесная координация действий Великобритании с НАТО и ЕС; общеконтинентальная солидарность; неослабевающие санкции с перспективой их ужесточения — это так же важно, как и меры, принимаемые самой Великобританией».
В разделе ключевых положений перечислены следующие указания для британских политиков: предложено сосредоточиться на долгосрочных последствиях, а не на символах или разовых мерах; бороться с поддельными новостями («особенно от RT и Sputnik») и элитными российскими активами в Великобритании; создать системную стратегию относительно России; определить приоритеты общей с ЕС политики после Brexit относительно России; эффективно реагировать на стремления сохранить статус-кво, как внутри страны, так и за рубежом.
И как вывод-напутствие Терезе Мэй: «Россия будет следить за нами, слабая реакция Британии вызовет новые угрозы ее безопасности».
В следующей статье Гулд-Дэвиса «Ответ Великобритании на атаку Солсбери: всесторонняя оценка» оцениваются уже сделанные согласно изложенным рекомендациям действия Великобритании.
«Ответ», уже изложенный Терезой Мэй 14 марта, включает три комплекса мер:
«Дипломатические санкции: двусторонние контакты на высоком уровне были заморожены, ни министры, ни члены королевской семьи не будут присутствовать на чемпионате мира. Но сборная Англии будет играть.
Двадцать три необъявленных сотрудника разведки высланы. Это ухудшит способность России в будущем совершать враждебные действия на территории Великобритании, однако визиты нелегалов („как в случае с Литвиненко, и, вероятно, в случае Скрипаля“) возможны.
Более широкие полномочия в борьбе со шпионажем и другой враждебной государственной деятельностью, а также в усилении проверок посетителей и грузов».
Финансовые санкции: замораживание российских госактивов, которые «могут быть использованы для угрозы жизни или собственности граждан, или резидентов Великобритании и новые санкции против нарушений прав человека».
Напомним, что 4 марта в Солсбери, графство Уилтшир в 140 км к западу от Лондона было осуществлено отравление бывшего полковника ГРУ Сергея Скрипаля, осужденного на родине за шпионаж в пользу Великобритании. Через неделю 12 марта премьер-министр Великобритании Тереза Мэй, выступая в Палате общин, обвинила Россию в причастности к отравлению Скрипаля и его дочери. По словам Мэй, Скрипаль был отравлен боевым нервно-паралитическим веществом типа «Новичок».
Глава МИД РФ Сергей Лавров заявил, что Россия не будет отвечать на ультиматум Великобритании, пока Лондон не обеспечит доступа к веществу, которым было осуществлено отравление, как этого требует конвенция о запрещении химического оружия.
Еще через неделю 20 марта Великобритания предписала покинуть страну 23 сотрудникам российской дипмиссии в Лондоне. К данной акции присоединились и другие страны. В целом было выслано более 100 сотрудников из более чем 25 стран, таких как США, Великобритания, Украина, Германия, Канада, Польша, Франция, Австралия, Испания, Италия, Нидерланды, Черногория, Латвия, Финляндия и пр. Наибольшее число дипломатов было выслано из США — 60 человек, следующей страной идет, собственно, Великобритания — 23 человека, затем Украина — 13 человек, Германия — 4 человека, Канада — 4 человека.