Задержание в Польше Бутягина имеет и внутриполитический аспект

Вильям Бугро. Война. 1864
Вильям Бугро. Война. 1864

То, что произошло за последние 48 часов с известным российским ученым, представителем Эрмитажа Александром Бутягиным, задержанным в Польше по запросу Украины якобы за проведение незаконных археологических поисков в Крыму, чрезвычайно важно одновременно в двух контекстах — внешне- и внутриполитическом, заявил ИА Красная Весна научный журналист, психолог, автор Telegram-канала «Записки материалиста» Евгений Статецкий.

«С первым всё более-менее понятно. Если не срываться на ругань в адрес поляков (которую они, вне всякого сомнения, заслужили — но борца за левые идеи не красит примитивный шовинизм), то арест заведующего отделом античной археологии Государственного Эрмитажа в Варшаве — событие знаковое», — говорит Статецкий.

Оно исчерпывающе демонстрирует отношение европейской политической элиты к тем, кого она считает своими врагами. Среди них для нее в текущей ситуации неприкасаемых нет. Будь ты хоть десять раз выдающийся ученый с мировым именем (и абсолютно аполитичный человек), но всё равно ты лишь разменная монета в глобальной игре. Которую, если понадобится, уничтожат без жалости.

Внутриполитический аспект, считает Статецкий, сложнее. Данную ситуацию стоит воспринимать как своего рода лакмусовую бумажку, критический экзамен для нашей собственной политической верхушки.

«Дело в том, что одна из отличительных черт высокоразвитого государства — монополия на насилие. Но возникает она не сама по себе, а как результат незримого общественного договора. И единственное оправдание её наличия — способность и готовность (!) государства защищать своих граждан. Собственно, в этом и заключается (с точки зрения большинства населения) его основная функция.

И тут гражданин нашей страны сталкивается с реальной угрозой его жизни и здоровью. Угрозой вполне осязаемой, конкретной и страшной. Польская тюрьма и украинские застенки гораздо реальнее и вреднее любого иноагента. И вроде бы наше государство как раз имеет шанс доказать свою нужность — вызволив не самого последнего своего подданного из вражеских лап.

Пока что этого не происходит. Хочется верить, что исключительно по извечной причине — „русские не спеша запрягают, но быстро ездят“. Но пример с журналистами, которые по надуманным обвинениям до сих пор сидят в азербайджанском зиндане, к сожалению, заставляет подозревать иное», — считает Статецкий.