Стресс при COVID-19 ускоряет проявление диабета — эндокринолог

Многие люди живут с диабетом, но не знают про него, и болезнь проявляется при стрессе организма, вызванном коронавирусной инфекцией, заявила врач-эндокринолог, профессор Первого Санкт-Петербургского государственного медицинского университета Анна Волкова 9 февраля в интервью «Доктор Питер».

По сообщениям медиков, у почти 15% пациентов с тяжелым течением болезни обнаруживается высокий уровень сахара. Волкова пояснила, что состояние с так называемым «пограничным сахаром» в обычной жизни переходит в истинный диабет не сразу, и жесткая инфекция, как коронавирус, ускоряет этот процесс.

«Кроме того, по статистике, к числу пациентов с зарегистрированным диабетом надо прибавить еще 50% тех, кто живет с этим заболеванием и не знает о нем», — сказала эндокринолог и пояснила, что при стрессе организма, который возникает при любом остром заболевании, у человека повышается сахар. Чтобы понять, диабет это или нет, надо определить гликированный гемоглобин — этот показатель отражает средний — «суммарный сахар» за последние три месяца.

«И если он повышен, значит, диабет был до поступления в больницу, человек о нем просто не знал. И чаще всего именно так и происходит — ковид обнажает проблему, а не создает ее», — пояснила Волкова. Она отметила, что если у человека показатель сахара 6 ммоль/л при норме 5,6 ммоль/л, то сахар повышается, когда на фоне острого заболевания появляются высокая температура, одышка, и начинают работать адаптивные механизмы — активно вырабатываются гормоны стресса (кортизол, АКТГ, глюкагон).

«А все гормоны стресса — это контринсулярные факторы. Под их воздействием все скрытое становится явным: если на роду был написан диабет, он появляется на фоне такой инфекции, как коронавирус. Но вовсе не вирус провоцирует проявление скрытой болезни, а стресс», — уточнила врач.

По словам Волковой, при поступлении пациента с COVID-19 врачам в клинике сложно вычленить тех, кто уже поступил с диабетом, и у кого диабета не было до заболевания. «У всех сахар — 15 ммоль/л и выше. Но, как я уже сказала, скорее всего, ковид становится ускорителем проявления заболевания. Только чтобы это доказать, нужно проводить серьезные исследования и на их основе делать выводы. А все работают сейчас в полевых условиях, когда и ковид, и диабет надо всеми силами лечить, а изучать — параллельно с лечением», — пояснила она.

Врач подчеркнула, что если в истории болезни семьи нет диабета, то даже если у пациента при поступлении обнаруживается 15–17 ммоль/л сахара в крови, то позже все может нормализоваться. «Мы расцениваем показатели гликированного гемоглобина, допустим, в 10% как давно существующий диабет, в 5% — как стрессорную гипергликемию. Но в любом случае, и при диагностированном ранее диабете, и при стрессорной гипергликемии в острой ситуации мы назначаем маленькие дозы инсулина, а потом смотрим, как показатели стабилизируются», — сказала она.

Как отметила эндокринолог, после того, как острая ситуация разрешится, пациента переводят на таблетки. После выписки он ограничивает потребление сахара, соблюдает диету и может обходиться без медикаментозной терапии. «Если это была стрессорная реакция организма, возможно, все обойдется, только навсегда или нет, неизвестно. Поэтому если в стационаре возникла проблема с высокими сахарами, надо обязательно купить глюкометр и тест-полоски для контроля уровня сахара хотя бы два-три раза в неделю», — предупредила Волкова. Она подчеркнула, что показатели сахара увеличиваются неслучайно, и существующая проблема рано или поздно появится, поэтому лучшее ее не запускать.