Астрономы обнаружили самую далекую от Земли звезду

Изображение: (сс) Charly W. Karl
Звезда, окруженная протопланетным диском

Самую далекую звезду, сформировавшуюся примерно 13 миллиардов лет назад, обнаружили астрономы Университета Джона Хопкинса, сообщает 2 апреля портал phys.org.

В сообщении отмечается, что международная команда астрономов обнаружила древнейшую звезду с помощью наблюдений космического телескопа Хаббл.

«Мы видим звезду такой, какой она была около 12,8 миллиарда лет назад, то есть примерно через 900 миллионов лет после Большого взрыва. Нам определенно просто повезло», — отметил астроном, докторант Университета Джона Хопкинса Брайан Уэлч.

Он назвал эту звезду Эарендель (древнеанглийское имя, означающее утреннюю звезду или восходящий свет). Предыдущий рекордсмен, Икар, тоже голубой сверхгигант, обнаруженный Хабблом, образовался 9,4 миллиарда лет назад. Это более чем через 4 миллиарда лет после Большого взрыва.

В обоих случаях астрономы использовали технику, известную как гравитационное линзирование, чтобы увеличить слабый звездный свет. Гравитация ближайших к нам скоплений галактик — на переднем плане — служит линзой для увеличения более мелких объектов на заднем плане. Если бы не это, Икар и Эарендель не были бы различимы из-за их огромных расстояний.

Ученый национального научного фонда в Тусоне (штат Аризона) Винисиус Плакко отметил, что, основываясь на данных Хаббла, Эарендель вполне мог быть одним из первых поколений звезд, родившихся после Большого взрыва. По его словам, будущие наблюдения с помощью недавно запущенного космического телескопа Джеймса Уэбба должны показать больше деталей и «предоставить нам еще одну часть этой космической головоломки, которая представляет собой эволюцию нашей Вселенной».

Текущие данные показывают, что Эарендель был более чем в 50 раз больше нашего Солнца и примерно в 1 миллион раз ярче.

Телескоп Уэбба — в 100 раз более мощный, чем Хаббл. Он должен помочь выяснить, насколько на самом деле массивна и горяча звезда, и узнать больше о ее родительской галактике, говорится в сообщении.