1. Война с историей
  2. III съезд РВС
Москва, / ИА Красная Весна

Психолог: кризис светской традиционной семьи был преодолен в СССР


Институт традиционной семьи к началу XX века был в тяжелом кризисе, который по-настоящему был преодолен в Советском Союзе, заявила детский клинический психолог Жанна Тачмамедова 15 апреля на III съезде РВС, сообщает корреспондент ИА Красная Весна.

«Мы 25 лет очень старательно копировали западные принципы отношения к семье, к человеку, к тому, как должно быть устроено общество. Мы многое уже разрушили, во многом отказались от собственной самости. Но все же не до конца», — сказала психолог, подчеркнув, что «отказ от самости порождает стратегическую растерянность. Кто мы? Куда мы идем? Какой мы хотим видеть российскую семью? Какими мы должны воспитывать своих детей? Для чего, для каких целей мы должны их воспитывать?  Мы много говорим о необходимости сохранения традиционной семьи. А что это такое? О традициях какой эпохи мы ведем речь? В похожей ситуации оказалась Россия и сто лет назад, в эпоху революционных преобразований. Надо сказать, что еще в предреволюционные годы образ традиционной семьи, в нашем понимании, был серьезно нарушен развитием капитализма в России».

Урбанизация, сочетаемая с крайне тяжелыми условиями труда, и отсутствие социальных гарантий вырывали женщину из семьи, рассказала психолог, добавив, что оплата труда женщин была ниже оплаты аналогичной работы мужчин, что привело к высокой доле рабочих-женщин в промышленности. «Матери оставляли своих маленьких детей дома одних. На заводах в Петербурге работало от 40 до 70% женщин. Никто не смотрел за детьми, пока женщины работали, никому они не были нужны. Очень высока была детская смертность.  Отпусков по уходу за ребенком или отпусков по беременности не было. Женщина до последних дней беременности стояла у станка. И сразу после рождения ребенка вынуждена была идти работать или ее просто увольняли», — привела справку Тачмамедова, добавив «проституция в царской России была узаконена. Голод и неурожаи толкали крестьян в города. Благо, теперь им было куда идти  — на фабрики и заводы. Девушки и юноши отрывались от родителей, от семьи». Можно ли считать это условиями для полноценной жизни института традиционной семьи? — задалась вопросом психолог.

Большевики, придя к власти, «смогли найти альтернативный, отличный от западного и в то же время прогрессивный путь развития института семьи. Они смогли найти новые механизмы поддержки и укрепления семьи», — рассказала психолог, добавив, что в СССР «сохранили первичное ядро, семью — муж, жена, дети — но одновременно провозгласили, что семья  —  это ячейка общества, часть коллектива, общины. При этом община строится не на родственных началах (которые не отрицаются), а отношениях коллективизма (коллектив заводского цеха и пр.)».

Тачмамедова отметила, что советская семейная политика крайне мифологизирована, так «необходимо остановиться на понятии свободной любви, вокруг которой построено так много антисоветских мифов. В первые годы становления советской власти о свободной любви действительно говорили. Однако, во-первых, заявления отдельных частных лиц и крупных фигур не отражали политику партии в данном вопросе. А мы сейчас рассматриваем именно политику партии. Во-вторых, понятие свободной любви имело  тогда совсем не то значение, которое принято атрибутировать ему сейчас. Свободная любовь — это прежде всего  свобода в выборе спутника жизни. Поскольку женщина должна быть в равных правах с мужчиной, она будет зарабатывать столько, сколько и мужчины, она не будет идти замуж, чтобы ее прокормили. Всеобщее равенство должно привести к тому, что люди, желающие вступать в брак, теперь не будут руководствоваться корыстными мотивами, искать себе выгодную партию, а будут выбирать только по любви», — сказала психолог.

Раскрепощение женщин в СССР не сопровождалось противопоставлением женщин мужчинам, отметила психолог.

Социальная политика Советского Союза с первых дней была направлена на защиту и помощь семье, так «с первых лет советской власти стали создаваться детские сады и  ясли. Питание в них было бесплатным. Создавались они на территории заводов, чтобы матери могли прийти и пообщаться с ребенком, покормить его. Большевики по инициативе А. Коллонтай внедрили отпуск по уходу за ребенком. Женщины теперь не работали 8 недель до рождения ребенка и 8 недель после», — рассказала Тачмамедова, добавив, что «женщинам было запрещено работать на тяжелых опасных производствах. Та активность, с которой большевики стали заботиться о потомстве, никак не соотносится с расхожим мифом о том, что они-де одобряли аборты. Этот миф не имеет отношения к действительности. К абортам у советской власти отношение было крайне отрицательное. Они считали аборты дурным явлением, они боролись с абортами, однако тогдашней властью считалось, что репрессивные меры типа уголовного наказания не решат проблему».

Кризис светской традиционной семьи был преодолен в Советском Союзе, благодаря новой социальной, семейной политике государства, являющейся частью нового советского уклада жизни, заключила психолог.

Напомним, что сегодня, 15 апреля, в Москве проходит III съезд РВС. В работе съезда принимают участие 1300 участников и делегатов РВС  из 64 регионов России. Гости съезда — депутаты, сенаторы, представители общественных и религиозных организаций, МИДа, МВД, уполномоченные по правам детей, эксперты, журналисты федеральных и региональных СМИ.

I учредительный съезд «Родительского Всероссийского Сопротивления» состоялся 9 февраля 2013 года в Колонном зале Дома союзов. Первый съезд РВС посетил президент России Владимир Путин, откликнувшийся на свыше 200 тысяч «живых» — собственноручных — подписей граждан, выступивших против ювенальных законов. Президент России заверил обеспокоенных родителей, что ювенальной юстиции в России не будет.

В 2016 году активисты РВС собрали и передали в приемную президента 213 тысяч «живых» подписей граждан, выступивших против дискриминации семьи (так называемый закон о шлепках) и продвижения ювенальных технологий в целом.

В январе 2017 года президент России Владимир Путин дал поручение Министерству труда и соцзащиты, Общественной палате России и уполномоченному по правам ребенка проанализировать практику изъятия несовершеннолетних из семьи с точки зрения избыточно применяемых мер или неправомерного вмешательства в семью. Альтернативный доклад РВС президенту зачитывается сегодня, 15 апреля, с трибуны III съезда родительской организации.