Пущин

Иван Пущин [Евгений Давыдов© ИА Красная Весна]
Иван Пущин [Евгений Давыдов© ИА Красная Весна]

Иван Иванович Пущин, лицеист, друг Пушкина. Это знают почти все, учившиеся в советской школе. Большой Жанно, Иван Великий, Иоанн Безземельный. Это знают уже поменьше.

Мой первый друг, мой друг бесценный! И я судьбу благословил, Когда мой двор уединенный, Печальным снегом занесенный, Твой колокольчик огласил. Молю святое провиденье: Да голос мой душе твоей Дарует то же утешенье, Да озарит он заточенье Лучом лицейских ясных дней!

Какое утешенье молит Пушкин дать Пущину? Почему «то же»? Не все выпускники советских школ помнят ответы на эти вопросы. Воспитанники постсоветской эпохи могут вообще не понимать, о чём идёт речь, и ничего не знать. А знать надо. Потому что это наша с вами история. Из неё растёт всё, что происходило, происходит и будет происходить на земле русской. Частички Пушкина и Пущина есть в каждом из нас, даже если мы об этом не подозреваем. Они могут раскрыться в нас и дать нам больше сил для достижения созвучных им целей. Сами они вряд ли пробудятся без знания жизни и творчества этих великих людей. А значит надо рассказывать.

Пушкин в своём стихотворении 1826 года говорит о том, что два друга поменялись местами. В начале 1825 года Пущин приехал к Пушкину, сосланному в Михайловское, и тот «судьбу благословил». В 1826 же году Пушкин был уже на свободе, а Пущин в Шлиссельбургской крепости, осуждённый за участие в восстании декабристов. Ему ещё предстояла каторга в Чите, в Петровском заводе за Байкалом, ссылка в Туринск и Ялуторовск в Тобольской губернии и только в 1856 году амнистия.

Пущин-декабрист, активный участник событий на Сенатской площади, борец за справедливость, освобождение своего народа, от которого себя не отделял. Историю жизни этого человека стоит рассказать.

Родился Иван Иванович 4 (15) мая 1798 года в Москве в семье сенатора Ивана Петровича Пущина. В 1811 году был зачислен в императорский Царскосельский лицей. Также лицеистом мог стать и его брат Михаил, который тоже сдал экзамены, но император Александр I повелел, что от одной фамилии в Лицей может попасть только один человек.

После выпуска из Лицея в 1817 году Пущин поступил на службу в лейб-гвардии конную артиллерию и тут же вступил в тайное общество «Священная артель». Потом были «Союз спасения», «Союз благоденствия» и «Северное общество», в которых Пущин играл ведущую роль. «Союз благоденствия» был почти легальной либеральной организацией. Но на определённом этапе стало известно, что об обществе донесли царю. «Союз благоденствия» был распущен, но тут же стало формироваться новое общество — «Северное». На этом этапе произошло и омоложение его участников. От деятельности в обществе отошли Чаадаев, Николай Тургенев, но Иван Пущин продолжал играть ведущую роль.

В 1823 году после конфликта с великим князем Михаилом Павловичем Пущин оставляет военную службу и переходит на статскую. Какую же службу выбрать? Одним из главных правил Пущина было всё начинать с себя. Если уж состоишь в тайном обществе по переустройству России, ставящем перед собой задачу сделать её более справедливой, то и идти служить надо туда, откуда распространяется насилие над народом. Пущин выбирает службу в суде. С одной стороны должность близкая к народу, а с другой стороны позорная. В суде правят почти что гоголевские герои. По выражению генерал-губернатора Москвы князя Голицына, там «не ступала нога человека». Так описал этот поступок Пущина Пушкин в одной из редакций стихотворения «19 октября»:

Ты, освятив тобой избранный сан, Ему в очах общественного мненья Завоевал почтение граждан.

Оставив роль лидера «Северного общества» Кондратию Рылееву, Пущин переезжает в Москву, где его и застала смена императоров. В Москве он становится главой Московской управы, организации, которую ему пришлось строить почти с нуля. Трезво оценивая результаты своей деятельности, Пущин говорил: «В Московской управе едва найдётся 20 молодцов, но половине из них нельзя рассказать даже о нашей сокровенной цели». Душа Пущина требовала конкретных действий, и он создаёт почти легальную организацию «Практический союз», призывавшую членов освобождать своих дворовых людей, приближая всеобщее освобождение крестьян.

В Москве Пущин служил надворным судьей. Одну из своих задач тайное общество видело в создании общественного мнения для продвижения своих идей во власти, а для этого нужно было проникать во все сферы общества. Пущин выбрал один из самых сложных путей.

Идеи декабристов многократно обсуждены. Республика, установление твёрдых законов и «ограничение своеволья», дать свободу крестьянам, власть — народным представителям, «раздробить аракчеевские тюрьмы». Пущин был ярым сторонником всего перечисленного. И был готов бороться за это.

19 ноября умер император Александр I, но объявлено об этом было только 1 декабря. Следующий по старшинству брат Александра Константин не хотел быть императором и отрёкся в пользу Николая ещё в 1823 году, хотя по воле Александра должен был всё-таки править Россией. Декабристы планировали использовать период междуцарствия и лучшее отношение солдат к Константину, нежели к Николаю, для осуществления своего замысла о восстании. Лучший момент — принятие присяги новому императору.

Пущин пользуется запрошенным у генерал-губернатора Москвы Голицына отпуском и приезжает в Петербург 8 декабря 1825 года. Декабристы собираются на квартире у Рылеева и оценивают свои силы. Иван Пущин, повинуясь своему правилу начинать с себя, думает, кого бы он мог вовлечь в заговор, и останавливается на своём родном брате Михаиле и уговаривает его выступить, если соседи его конно-пионерного эскадрона, офицеры Измайловского полка, тоже примут участие в восстании. Впоследствии Михаил был сослан в Сибирь, но потом переведён на Кавказ рядовым, выслужился в офицеры и, в конце концов, стал генералом. На Сенатскую площадь он так и не вышел.

Рылеев сетовал на то, что у восставших слишком мало «толстых эполет», имея в виду генералов. В основном, штабс-капитаны и пара полковников. Заговорщики, в том числе и Пущин, пытались привлечь Милорадовича, генерал-губернатора Петербурга, но тот ничего не хотел слышать, хотя и не любил Николая, так как сам был поклонником Александра I. Милорадович будет застрелен восставшими, наиболее вероятно, Петром Каховским, на Сенатской площади.

План заговорщиков был таким: вывести ещё не присягнувшие Николаю войска на площадь перед Сенатом, чтобы убедить сенаторов принять все нужные заговорщикам решения. В Сенат должны были идти Рылеев и Пущин. Но план был нарушен с самого начала. Присяга большей части войск и Сената была перенесена на более раннее время, и ещё до выхода войск Сенат присягнул новому императору Николаю I. Кроме того, не все заговорщики явились на площадь. Не было князя Трубецкого, не было, в конце концов, и Рылеева. Но Пущин принял самое активное участие в восстании.

Поскольку Пущин уже не был военным, он явился в гражданском платье. Но это не помешало ему твёрдым спокойным голосом командовать солдатами мятежных частей, когда те открыли огонь по отступающим конногвардейцам. Восставшие до последнего не хотели массового кровопролития и сдерживали своих солдат даже во время боя. Пригодился Пущину выработанный командный голос.

Когда всё было кончено, Иван Иванович также спокойно ушёл с площади в простреленной в нескольких местах шубе. Через какое-то время зашёл к Рылееву, где главные заговорщики решили не пытаться бежать, а встретить свою судьбу, как это полагается благородным людям. Лицейский товарищ Пущина Горчаков, позже ставший министром иностранных дел России, предложил Ивану Ивановичу паспорт и деньги, чтобы бежать, но тот отказался. Рылеева взяли той же ночью. Пущина только через 2 дня, 16 декабря, так как сначала искали его в Москве.

После ареста Пущин сидит в камере №5 Алексеевского равелина Петропавловской крепости. Длительные допросы, на которых надо вести себя так, чтобы не сдать товарищей. На вопрос, кто принял Пущина в тайное общество, он придумал некоего штабс-капитана Белова из Киева, наделив его некоторыми качествами того, кто на самом деле говорил с Пущиным. Только когда ему предъявили многочисленные свидетельства других декабристов о принятии его в тайное общество Иваном Бурцовым, отпираться уже не было смысла.

Но не все могли так достойно держаться на допросах. Тяжёлым испытанием для Пущина стало предательство лицейского друга Вильгельма Кюхельбекера. Кюхля (лицейское прозвище) был впечатлительным нервным человеком (во время учёбы в Лицее он даже хотел утопиться) и стал оговаривать Пущина, что это он предложил Вильгельму убить великого князя Михаила, сказав: «Не желаешь ли ссадить Мишеля?» — Михаил Павлович был на лошади. На очной ставке с Кюхельбекером Пущин сдержался и спокойно отверг все обвинения. Позже Иван Иванович простил друга и не держал на него зла.

Также спокойно Пущин встретил и приговор. Подбадривал товарищей, а в конце как сам бывший судья сказал: «Как, разве нас судили?» Пять человек приговорили к четвертованию, 31 к отсечению головы, других к телесным наказаниям, каторге, ссылке. Все приговоры были смягчены Николаем. Пятерых — Павла Пестеля, Кондратия Рылеева, Сергея Муравьёва-Апостола, Михаила Бестужева-Рюмина и Петра Каховского вместо четвертования повесили. Остальные смертные приговоры были заменены пожизненной каторгой. Позже приговоры продолжали смягчать. Московская управа Пущина отделалась лёгкими наказаниями. Все, кроме него.

Иван Пущин отправился в Шлиссельбургскую крепость. В январе 1828 года он прибыл в читинский острог, потом в сентябре 1830 года в Петровский завод, где впоследствии появился целый дом декабристов. В конце концов, срок его каторги был сокращён до 13 лет, и в октябре 1839 года он был уже в ссылке в Туринске, а в июле 1842 года в Ялуторовске. Оба города находились в Тобольской губернии.

На одной из лицейских встреч в конце жизни, когда нужно было всем по кругу отвечать на одинаковые вопросы, на вопрос: «Сильнейшее желание», Пущин ответил: «Жить». Это желание не покидало его ни в тюрьме, ни в ссылке. Деятельная натура и мировоззрение Ивана Ивановича проявляли себя на всём его жизненном пути. Даже из ссылки он старался помогать людям, используя свои связи. В Петровском заводе он был казначеем Малой артели, которая была создана для помощи бедным ссыльным более богатыми товарищами. У него была самая большая из всех декабристов переписка. Прозвищем Пущина было «Маремьяна-старица, что за всех печалится».

Во всех воспоминаниях декабристов Ивану Ивановичу отпущены самые тёплые слова. Об отношении к нему друзей говорит то, что они по его просьбе в складчину купили для его дочери фортепиано и доставили в Сибирь. Информацию о жизни друзей-лицеистов Пущин исправно получал из писем директора Лицея Егора Антоновича Энгельгардта.

Одним из ярких эпизодов, связанных с декабристами, является то, что вслед за ними в Сибирь поехали их жёны. В советском фильме «Звезда пленительного счастья» рассказывается о судьбе жён князя Сергея Трубецкого, Сергея Волконского и Ивана Анненкова. Многие из декабристов сыграли свадьбы незадолго до восстания, а кто-то и не успел. Иван Пущин не мог позволить себе жениться, так как это были бы «обстоятельства, отвлекавшие от служения отечеству». Внебрачные дети у него появились только в ссылке, дочь Анна в 1842 году и сын Иван в 1849. Женился же Иван Иванович только в 59 лет на 52-летней вдове своего друга, декабриста Михаила Фонвизина в 1857 году.

В августе 1856 года декабристам была объявлена амнистия. В декабре того же года Пущин приезжает в Петербург, в июне 1857 в Москву. Остаток своей бурной жизни Иван Иванович провёл в основном в поместье своей жены Марьино Бронницкого уезда Московской губернии.

Особыми были отношения между Пущиным и Пушкиным, с которых мы начали этот рассказ. Пущин после возвращения из ссылки встречался со вдовой поэта и другими людьми, близко знавшими его. Его долго мучил вопрос, почему Пушкин собрался в декабре 1825 года ехать из ссылки в Петербург, но потом передумал. Было ли причиной поездки письмо Пущина, звавшего друга в столицу, или что-то другое? Что остановило великого поэта?

Как и многие другие, Пущин не мог уйти от мыслей, что было бы, если бы роковые дни перед дуэлью Пушкина, он был бы рядом. Смог бы он уберечь друга от гибели?

По просьбе сына декабриста Якушкина Евгения Пущин в конце жизни написал свои «Записки о Пушкине». Многие считают их одним из лучших свидетельств жизни поэта, а некоторые, например, Юрий Лотман, самым достоверным источником сведений о молодых годах Пушкина.

Умер Иван Иванович Пущин 3 (15) апреля 1859 года.

На долю Пущина не выпало (кроме восстания 14 декабря, конечно) великих свершений. Не оставил он яркого следа в литературе, не стал выдающимся государственным деятелем или военным (в ссылке-то!). Почему же его вспоминают, пишут книги о нём? Почему он оставил незабываемый след в душах своих друзей и современников, который нашёл отражение в их воспоминания, письмах, делах? Юрий Лотман отвечает на этот вопрос так: «В списке декабристских имён и в списке друзей Пушкина Пущин занимает особое место. Это критерий благородства. Это человек, который мог с честью прожить такую жизнь, которую немногие могли бы выдержать».

«Критерий благородства». Можно ли бороться за справедливость на земле своей Родины без благородства? Хватает ли его сегодня тем, кто ставит перед собой такую задачу? Найти в себе частицу Ивана Пущина и дать ей раскрыться. Вот чего хочется пожелать читателям этой короткой статьи.