1. Культурная война
  2. Проблемы современного театра
, / ИА Красная Весна

Эксперты оценили современную театральную интерпретацию классики


Опубликованы материалы семинаров, проведенных Центром наследования русской культуры Российского НИИ культурного и природного наследия имени Д. С. Лихачёва с целью оценки спорных современных театральных постановок по произведениям А. С. Пушкина и Н. В. Гоголя, сообщает 27 декабря пресс-служба Министерства культуры РФ.

В сборнике представлены материалы двух семинаров 2015 года: «Право на классику: о границах интерпретации произведений русской классики в театральных спектаклях» и «Гоголь в современном театре: смыслы, приемы, границы интерпретаций». Запланирована также публикация материалов 2016 года по семинарам на тему «А. П. Чехов и Ф. М. Достоевский в современном театре: смыслы, приемы, границы интерпретаций».

Руководитель семинаров, д. ф. н., кандидат искусствоведения Капитолина Кокшенева сообщает, что задачи семинаров — «увидеть взаимосвязь между свободой творчества и современными способами интерпретации классики; между мировоззрением режиссеров и их режиссерским почерком; между литературным и сценическим языком», и что они представляют серьезную альтернативу «тому „критическому единомыслию“, которое мы наблюдаем в современной театральной среде».

Эксперты обсудили границы допустимой интерпретации текста, проблемы опрощения и уничтожения смыслов в современных постановках, их деструктивности, преобладании эстетики низа, акцентировании на патологиях в ущерб художественному образу и вытеснении смысловых и ценностных аспектов из классического произведения, преобладания радикальной интерпретации текстов. По мнению доктора наук профессора Александра Ужанкова, последнее связано с тем, что для донесения идеи писателя, создавшего произведение, необходимо погружение в эпоху, и, соответственно, наличие глубоких профессиональных знаний, а современные «постановщики не видят того, что сделал писатель, они его не понимают — им проще представить свое».

Д. ф. н., профессор Литературного института имени А. М. Горького Иван Есаулов высказал мнение, что различные интерпретации будут всегда, «вне зависимости от направления государственной политики, и единственно правильного прочтения у классики быть не может; однако, провокативные интерпретации следует осуществлять в частном театре, а не за государственный счет».

Организаторы отметили наличие «общей платформы понимания» на семинарах, выразившейся в отрицательном отношении научного сообщества к радикализации классики в современном театре и кинематографе.

Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия имени Д. С. Лихачёва занимается фундаментальными проблемами наследования культуры, ее ценностей, вопросами охраны и сохранения объектов всемирного наследия, а также проводит научно-общественный мониторинг национального культурного и природного наследия.