Розалия Самойловна Землячка
Розалия Самойловна Землячка — одна из немногих женщин, отдавших Революции всю свою жизнь. В 17 лет она пришла в социалистическое движение и навсегда осталась в революционной борьбе.
Родилась Розалия Самойловна в 1876 году в буржуазной семье, при рождении получила фамилию отца Залкинд. Самуил Маркович Залкинд, отец Землячки, считался в Киеве богатым человеком, поскольку получал прибыль с галантерейного магазина и крупного доходного дома. Отец мечтал о достойном положении в обществе для своих детей и старался дать им хорошее образование. Но не все надежды отца оправдались. Землячка закончила Киево-Подольскую женскую гимназию и поступила на медицинский факультет Лионского университета во Франции. Однако, будучи студенткой гимназии, она познакомилась с произведением К. Маркса «Капитал», который покорил ее ум и сердце. Она читала его в оригинале, вдумчиво и упорно. Позже ее отец увидел, что семнадцатилетняя Розочка ходит и разъясняет рабочим труд Маркса. Так Самуил Маркович узнал, что его дочь — социалистка.
Через некоторое время Роза познакомилась с брошюрами В. И. Ленина и в 1896 году вступила в киевскую социал-демократическую организацию. К такому решению ее, как и многих сторонников революционного движения в России, привело зрелище бедственной жизни рабочих.
В 1900 году начинается выпуск газеты «Искра». В первом выпуске В. И. Ленин призвал революционеров объединиться в единую партию для исполнения исторической задачи: «освободить себя и весь русский народ» — «от политического и экономического рабства». В этом же выпуске Ленин говорил о том, что «надо подготовлять людей, посвящающих революции не одни только свободные вечера, а всю свою жизнь…». Последнему призыву Землячка не изменит никогда и полностью отдаст себя революционной работе на благо народа, что ежедневно будет доказывать беззаветным трудом.
Находясь в первых рядах революционного движения, Землячка не побоялась трудностей жизни революционера-подпольщика и стала агентом «Искры».
Она развернула свою агентскую деятельность в Екатеринославе (ныне г. Днепр), но ее тут же приметила полиция. Землячке пришлось быстро перебраться в Киев, чтобы скрыться от жандармов. После, по заданию газеты, она отправилась в Одессу для организации деятельности искровцев. Как пишет Лев Овалов в книге «Январские ночи», «Одесская группа вела большую работу: распространяла социал-демократическую литературу, руководила забастовками и стачками и все шире вовлекала рабочих в революционное движение».
В 1903 году среди 43 делегатов Второго съезда Российской социал-демократической рабочей партии была и Землячка, с мандатом «Искры».
Воодушевленная прошедшим мероприятием, Землячка пошла на заводы, знакомить рабочих с выступлениями съезда. «Гужон», самый крупный машиностроительный завод, запомнил ее как хрупкую девушку с горящими глазами и пламенными речами. Она зажигала своими выступлениями практически каждого потому, что говорила просто, от души, делилась личными впечатлениями и переживаниями. Была честной, открытой, а рабочие искренность чувствовали и Землячке поверили.
На начальном этапе революционная деятельность носила подпольный характер и всегда была сопряжена с вероятностью быть арестованным за антигосударственную деятельность. Землячку не обошла стороной и эта часть революционной борьбы. Она задерживалась неоднократно, была в ссылке в Сибири, была арестована совместно с несколькими сопартийцами на конспиративной квартире, а также отбывала срок в Литовском замке, освободившись лишь в 1908 г.
Выйдя из тюрьмы, где она пробыла полтора года, она сразу же ринулась в бой. Ее направили в Баку, крупнейший нефтяной город. Как замечает Лев Овалов: «Уже в начале столетия Баку стал крупнейшим центром революционного движения в Закавказье. Политические выступления бакинских рабочих заняли заметное место в истории революционного движения в России. Весь 1909 год Землячка среди бакинских рабочих. Становится секретарем Бакинской большевистской организации. Много внимания отдает массовой работе. Она руководит кружками, организует стачки и забастовки, участвует в политических демонстрациях…»
1917 год принес существенные изменения в общественную жизнь России. Февральской революцией была легализована партийная деятельность и Землячка становится секретарем Московского комитета.
25 октября (7 ноября) в Петрограде развернулось восстание рабочих и матросов, был взят Зимний дворец и установлена власть Советов. В это время Землячка была в Москве, где тоже было неспокойно. Рогожский район Московского комитета выступил на общем собрании с заявлением о мирном договоре с юнкерами. Но на собрании не было сказано о самом важном — что юнкера не чураются расстреливать рабочих и совсем не действуют в рамках предложенного выше договора. Это прекрасно понимала Землячка и именно поэтому в тот момент нужны были решительные действия. Она поняла, что в тот момент важно захватить боеприпасы для будущей борьбы рабочих, а также привлечь на свою сторону военные корпуса. Л. Овалов пишет: «Вот когда пришло время проявить всю свою бескомпромиссность. Никогда в жизни не ощущала она так свою ответственность перед партией, как в эту ноябрьскую ночь. У каждого человека наступает в жизни момент наивысшего подъема, когда он получает возможность проявить себя наиболее полно и совершенно… Вспоминая впоследствии об этом заседании Московского ревкома, Землячка считала, что именно в эту ноябрьскую ночь ее жизнь достигла наивысшей кульминации».
Землячка не стала тратить время на долгие споры в Московском ревкоме. Заявив о своей позиции, она стремительно направилась в Астраханские казармы для прямого контакта с солдатами.
Не один раз она доказывала силу слова. Выступая перед солдатами, она призвала их идти в бой за самое важное, за землю. И солдаты пошли, потому что этот призыв нашел отклик в их душах. Так Землячка возглавила вооруженную борьбу рабочих Рогожско-Симоновского района.
Окончание первой мировой войны, падение Российской империи, революционная неразбериха стали поводами для военного вмешательства иностранных государств во внутренние дела России — интервенции.
После захвата интервентами Архангельска для противодействия иноземцам была сформирована 18 стрелковая дивизия, названная Котласской. В начале 1918 года на этот важный участок была направлена Землячка в качестве руководителя агитационного отряда. Неприметная женщина, она верила, что народ сможет противостоять натиску британских интервентов, и эту веру вселяла в бойцов. Практически весь 1918 год она ездила по всему Котласскому фронту.
Землячку всегда посылали в стратегически важные места, где она была нужна в данный момент. Так, уже в октябре 1918 года она вступила в должность начальника политического отдела 8-ой армии Южного фронта. Чуть позже ее направили начальником политотдела в 13-ю армию. Гражданская война шла полным ходом, интервенты прижимали со всех концов, важность формирования здоровой атмосферы в солдатских рядах лежала на плечах Землячки. Но никто не мог усомниться в ней, она представала строгим, дисциплинированным бойцом революции. На мягкость она тогда не имела права. В сложившейся обстановке ей приходилось работать со сложным контингентом вооруженных частей, с дезертирами, которых собирали по деревням. Но и в них она находила отклик. Интересный пример такой работы приводит Овалов в своей книге.
Деникинская армия наступала, в полк прибыл только что сформированный отряд из отловленных дезертиров. Землячка встала перед ними и произнесла воодушевляющую речь: «Вы-то сами понимаете, что делаете? Мало ваши отцы работали на помещиков, и вам того захотелось? От кого прятались? От своей же собственной власти? Неужели непонятно, что землю, полученную крестьянами в результате революции, не так уж трудно потерять. Помещики еще не уничтожены, они лишь притаились и ждут не дождутся помощи от международного капитала. На какие деньги снаряжена армия Деникина? На деньги миллионеров и миллиардеров. И вы, дети трудящихся крестьян, собрались им помогать? Другое дело — кулаки, те, кто нанимал батраков, кто пускал деньги в рост и наживался за счет чужого труда. Тем, конечно, с нами не по пути. Но вам, трудящимся крестьянам, вам выгодно прийти на помощь русскому рабочему классу. Сейчас рабочий класс еще не может дать крестьянину товаров, забирает у крестьянина хлеб. Но рабочий класс берет хлеб в долг, и чем скорее мы разгромим войска капиталистов, тем скорее будет у нас вдоволь и хлеба, и ситца, и керосина, и даже сахара для детей».
И в этот момент она поняла, что слов мало, что она должна встать вместе с бойцами в один ряд и доказать, что она с ними, а не против них. Она достала офицерский маузер, прошла сквозь ряд и встала рядом с командиром отряда. И вместе с отрядом начала движение в бой.
В 1921 году Землячку отправляют с линии фронта в Крым. Ее избирают секретарем Крымского областного бюро партии. Крымский период в жизни Землячки является самым обсуждаемым в современное время. И поэтому не упомянуть о нем нельзя. Также как и нельзя демонизировать работу Землячки этого периода. Антисоветский тренд не способствует объективному анализу исторических событий, мы видим мифизацию «красного террора» и «крымского палача Землячку».
Были и убитые, и раненые, как во время активных военных действий гражданской войны, так и в Крыму в первые дни власти Советов. Мы знаем, что Землячке приходилось приговаривать людей к расстрелу. Но шла война, и всем военачальникам приходилось принимать такие же решения.
Революция не может быть без жертв, стоит вспомнить Великую французскую буржуазную революцию. Марат, Дантон, Робеспьер не чурались крайних мер, но все равно находятся в пантеоне великих французских государственных и общественных деятелей. Землячка была секретарем Крымского областного бюро партии, эта должность подразумевала решительные действия. Крым предстал перед ней разгромленным: убегающая буржуазия оставляла после себя руины городов, взорванные дворцы и дачи. Ее стальной характер, непреклонность, непоколебимость принципов и полная самоотдача революции помогли достичь результатов построения послевоенной жизни в Крыму
За свою жизнь, служа революции, она побывала в десятках городов России. И везде перед ней стояла одна задача — сплачивать коллективы, организовывать работу, общаться с новыми людьми. У нее не было ни семьи, ни детей, но весь народ был для нее как одна большая семья. Ему Землячка отдала каждую минуту своей жизни. Розалия Самойловна мечтала, чтобы молодые сопартийцы просто ходили в университеты и жили мирной жизнью. Но то время не подходило для этого. Она сражалась за то, чтобы следующее поколение жило так, как мечталось ей. Иначе ни ее современники, ни рабочие и крестьяне не смогли бы позволить себе ни ходить в университеты, ни жить и работать на своей земле, ни дышать воздухом свободы и величия страны.
Такой была Землячка. Сложная, неоднозначная личность. Всегда в работе, всегда готова к бою. К ней можно относиться по-разному, но подвиг самоотверженной революционной борьбы не признать невозможно.