AtaVist
21.01.1981
Московская область
Не указаны
Сфера деятельности - ГОЗ
21.01.1981
Московская область
Не указаны
Сфера деятельности - ГОЗ
Думаю, просто необходимо процитировать стихотворение Петра Сияльского, которое прочёл у А.Ф.Лосева:
Пусть ночь мертва, пусть мертво светят луны
Над крышками нахмуренных гробов,
Но я живу, и голос вечно юный
Звучит для вас, как вечно новый зов.
Так тихо спят дремливые лагуны...
Но слышу я - во мгле седых веков
Стремят на нас жестокие буруны
Бушующие полчища валов.
Я в этот мир для жертвы снизошел.
И мне не страшен мстительный орел,
Мне сладок яд его великолепий.
Закованный в заржавленные цепи
Своих нечеловеческих страстей,
Я солнечный, я гордый Прометей.
Удивительное, конечно, дело. С таким видением этого фильма сталкиваюсь впервые и хотел бы отметить следующее. На мой взгляд, и в романе и в фильме есть ключ к происходящему , а именно - что за люди исследуют Солярис? Более того, что за человек Кельвин, который должен написать отчёт, который затем послужит основанием для решения по дальнейшей работе по изучению планеты.
Ответ есть - Кельвин человек, который не чувствует другого. Он не смог понять даже женщину, которую любил.
Эта мысль для меня была центральной в книге, у Тарковского это показано особенно выпукло. Этот мещанский быт, это непонимание и внутренняя разобщённость между близкими людьми составляет первую часть фильма. Показано КТО пытается исследовать космос. Во второй части показано к чему это приводит. Солярис каждому показал чего он стоит.
Чувственность Хари, её прелести это о том, что Кельвин в ней видел и ценил именно это. Такой вот исследователь космоса.
Если коротко - человек который дерзнул исследовать космос должен соответствовать этой задаче. Дорасти до неё.
На мой взгляд, Тарковский в фильме именно это и показал.
Более того, он сказал совершенно прямо:
"
Главный смысл <…> фильма я вижу в его нравственной проблематике. Проникновение в сокровенные тайны природы должно находиться в неразрывной связи с прогрессом нравственным. Сделав шаг на новую ступень познания, необходимо другую ногу поставить на новую нравственную ступень. Я хотел доказать своей картиной, что проблема нравственной стойкости, нравственной чистоты пронизывает всё наше существование, проявляясь даже в таких областях, которые на первый взгляд не связаны с моралью, например, таких как проникновение в космос, изучение объективного мира и так далее."
И, кстати. В том то и дело, что человек модерна (буржуазный, советский, не суть) смог вырваться в космос, но совершенно не понял, что ему там делать. Поэтому же человечество, по факту, к космосу остыло.
Человечество не шагнуло на следующую "нравственную ступень", более того на всех парах несётся вниз. Поэтому фильм Тарковского это предупреждение, призыв разобраться в самих себе, ответить на вопрос куда идём и зачем (...зачем пропеллер режет туман холодный и пустой..) .
Призыв не был услышан, а общество спустя немного лет предало само себя.
© 2020 ИА Красная Весна
Свидетельства о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77-84377 от 16 января 2023 года, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор),
ИА № ФС 77-67948 от 6 декабря 2016 года, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Настоящий ресурс содержит материалы 18+