1. Социальная война
  2. Автомобильные дороги в РФ
ИА Красная Весна /
Хорошо, если для кого-то автомагистраль за окошком бывает редким страшным сном. Для жителей улицы Красный Казанец и 1-я Маевка в районе Вешняки это теперь — мучительная явь. За окошком у них теперь — Северо-Восточная хорда (СВХ) — шестиполосная трасса без светофоров, а значит — с непрестанным шумом колёс, гудками, завываниями сирен и рёвом моторов.

Вопреки закону и разуму. Как строилась московская Северо-Восточная хорда

Изображение: Сергей Кайсин © ИА Красная Весна
Мигрень
Мигрень

Жил-был один очень занятой человек. Торопился каждый день к метро и от метро по одной и той же дорожке. По сторонам от дорожки — деревья. Летом — прямо зеленый тоннель. Хорошо… Шума меньше, солнце глаза не слепит… А что дальше, за его аллеей, — не интересовался. Не ходил ведь по другой стороне.

Как-то ночью он проснулся. Окно освещало комнату, как лампа. Четко слышался монотонный шум. Человек открыл штору и увидел, что в окно ему заглядывает фарами огромный самосвал. Задрожал человек, выбежал из квартиры и видит: нет его аллеи! А на той стороне, где он не ходил никогда, под ярким светом фонарей шныряют машины. «Это сон, это сон», — уговаривал себя человек. Накрылся одеялом с головой и уснул…

Хорошо, если для кого-то автомагистраль за окошком бывает редким страшным сном. Для жителей улицы Красный Казанец и 1-я Маевка в районе Вешняки это теперь — мучительная явь. За окошком у них теперь — Северо-Восточная хорда (СВХ) — шестиполосная трасса без светофоров, а значит — с непрестанным шумом колес, гудками, завываниями сирен и ревом моторов.

На это «детище» Департаментра строительства г. Москвы и мэра возлагались грандиознейшие задачи. «Одним гудком» новая автомагистраль была призвана разрешить целый ряд дорожно-транспортных проблем Москвы и даже улучшить экологическую ситуацию в других районах.

«Строительство новых дорог — вот единственно эффективный и подходящий городу путь избавления от пробок. А пробки в Москве — это наша самая главная проблема» — такое впечатление оставалось после чтения публикаций на эту тему. И это настолько прочно вошло в сознание части москвичей, что все альтернативные пути «избавления» уже особо не рассматривались. Как и сопутствующие строительству проблемы.

Вот и в Вешняках мантра — «эта дорога нужна городу» — неоднократно произносилась даже теми жителями, кому от СВХ, казалось бы, никакой пользы: 80-летней бабушкой, старичком, прогуливающимся с внуком по парку.

Но таких «патриотов» строительства дорог было меньшинство. Большая часть жителей района, особенно с улицы Красный Казанец, тревожно задавалась вопросом: «Как мы тут теперь будем жить, точнее, выживать? И выживем ли вообще? Во что превратится с этой дорогой наш район?»

Некоторые еще в 2014 году, прослышав про строительство шестиполоски рядом со своим домом и прикинув масштаб надвигающегося бедствия, спешно продавали свои квартиры и уезжали из Вешняков. Теперь продать квартиру «напротив хорды» практически невозможно.

Другие просто искренне не верили в то, что участок СВХ в Вешняках могут построить. Казалось совершенно фантастическим, что можно впихнуть еще и шестиполосную дорогу в крайне проблемный участок у метро Выхино.

По обе стороны от метро — транспортный узел: десятки автобусов, троллейбусов, маршрутки, влекущие к себе непрерывные, схлестывающиеся потоки пассажиров. Тут же, у метро, — железнодорожная станция. Машины и люди здесь поставлены в состояние войны друг с другом. Светофоров и нормальных переходов здесь нет, а потому пересекается это место каждый раз на свой страх и риск.

Но даже несмотря на такое соседство, на Красном Казанце жилось неплохо, пока не начали строить СВХ. Все-таки район достаточно зеленый. После центра города здесь действительно можно было отдохнуть, прорвавшись через зону около метро.

Надежным щитом закрывал жилые дома от железной дороги и наземного участка метро ряд двухэтажных бетонных гаражей. Благодаря им шум практически не доносился до местных жителей, только иногда слышались гудки поездов.

И вот здесь, между метро и железной дорогой, будет шестиполосная автомагистраль?

«А что вы хотите? — скажет кто-то. — В большом городе всегда шумно… Есть места и похуже, поживите вот у нас…»

Но если бы дело было только в том, что жители Вешняков с близлежащих улиц будут изнывать от шума этой автодороги.

Этот дрожащий от постоянного движения и шума автотранспорта участок у метро Выхино и улицы Красный Казанец находится над ветхим Люберецким канализационным коллектором.

По этому объекту жизнеобеспечения города протекает порядка сорока процентов сточных вод Москвы, до трех миллионов кубометров в сутки. Строить над канализационным коллектором (как и над газо- и нефтепроводами) любые автодороги запрещено законом. Соответствующее распоряжение Правительства РФ № 2438-р за подписью Д. А. Медведева, вступило в силу 4 ноября 2017 года.

А еще трасса пройдет по охранной зоне Храма Успения Пресвятой Богородицы в Вешняках, построенного в 1644 году. На расстоянии 44, 5 метров вместо положенных по СНИП ста и более метров. Нарушается закон № 73-ФЗ «Об охране памятников…». А Храм Успения — объект культурного наследия федерального значения. Уж перед Храмом-то проектировщики должны остановиться!

И еще один пункт, который также был обязан остановить проектировщиков хорды: трасса пройдет по территории лесопарка Кусково, особо охраняемой природной территории. Это является нарушением законов РФ — Лесного кодекса, Земельного кодекса, Федерального закона № 73 «Об охране памятников…». Чтобы строить здесь хорду, придется вырубать вековые дубы…

Но ведь дороги нужны городу? Самое главное ведь — Северо-Восточной хордой «связать по диагонали север, восток и юго-восток столицы»?

Пожалуйста, связывайте! Но так, как это предписывается в Генплане города Москвы (Закон г. Москвы № 17), принятом в 2010-м году. А в Генплане указывается, что СВХ должна быть с другой стороны РЖД — В Рязанском районе ЮВАО.

Никто не говорит, что и это хорошо для жителей — прокладывать трассу в Рязанском районе. Но в данном случае закон разумно оберегает то, что разрушать категорически нельзя — канализационный коллектор, храм и парк. Это разрушение повредит всему городу, всем москвичам.

Многие эксперты, в том числе заслуженный конструктор РФ, лауреат Госпремии СССР академик Глеб Васильев, предупреждали о неизбежности экологической катастрофы в случае строительства автомагистрали над канализационным коллектором, и без того находящимся фактически в аварийном состоянии. Васильев неоднократно объяснял, что разрушение тоннелей коллектора от вибрации, создаваемой движением автотранспорта, приведет к техногенно-экологической катастрофе в масштабе всего московского мегаполиса, так как оставит без водоснабжения и канализации 45% г. Москвы и еще несколько городов Московской области.

С начала 2015 года активисты из района Вешняки подавали в Генпрокуратуру РФ заявления, в которых указывали на многочисленные нарушения закона в проекте СВХ. Всего — 98 заявлений. Но оснований для реагирования прокуроры не увидели.

Активисты района Вешняки также отправили более 18 писем с описанием нарушений закона, которые обрекут храм на разрушение. Обращались к Патриарху московскому и Всея Руси Кириллу, в Министерство культуры РФ, Уполномоченному по правам человека в Москве Потяевой Т. А. Люди умоляли вступиться в защиту древнего храма.

Общественность в лице экспертов — академиков архитектуры и строительных наук — буквально кричала о недопустимости строительства, обращаясь в письмах к министру строительства и ЖКХ М. А. Меню и мэру С. С. Собянину.

Ответом стало начало строительства.

Самыми «черным» для Вешняков стали 2016 и 2017 годы. Тогда Вешняки жестко расчищались под хорду.

Строительство участка СВХ в Вешняках сопровождалось многочисленными нарушениями законодательных актов и норм. Вырубили значительную часть зеленых насаждений около мест строительства. Для освобождения территории под СВХ разрушили более тысячи гаражей на улице Красный Казанец.

Ранним утром 22 июня 2016 года (практически час в час к 75-летию нападения фашистов на СССР, будто специально подгадали) в Кусково привезли лесорубов. Они приступили к уничтожению деревьев. Вскоре подоспели местные жители. Им удалось привлечь СМИ. Вырубка была остановлена, но парк стал меньше на 2 га.

И еще 10 га парка вырубили в ночь с 28-го на 29-е декабря 2016 г. Как раз незадолго до вырубки Кусково президент объявил 2017-й годом экологии — видимо, хотели успеть до начала года.

Место вырубки оцепили сотрудники полиции и ОМОНа. Представители СМИ не допускались. 15 активистов, охранявших парк, были арестованы и доставлены в ОВД Вешняки. Их осудили за сопротивление сотрудникам полиции и приговорили к денежным штрафам.

А что с храмом? На юго-восточном углу храма во время строительства СВХ появились трещины. Активисты переписывались с Депстроем Москвы и Мосгорнаследием, привлекли СМИ. Осенью 2017 года на трещины храма были установлены маяки, которые вскоре лопнули. Новые маяки также лопнули в течение двух недель…

Наблюдая, как сотрудники строительной организации, совершенно уверенные в своей полной безнаказанности, победно хозяйничали на их улицах, многие вешняковцы не смогли оставаться безучастными к происходящему. Постоянно происходили конфликты со строителями и сотрудниками полиции, защищавшими «реализацию правительственного проекта».

У многих из жителей Вешняков впервые открылись глаза на происходящее в родном городе. Люди начали думать, изучать проблему и обнаружили: в других районах Москвы, также вопреки воле жителей, вырубаются парки для строительства дорог и метро. То же самое происходит и в других городах России.

На достижение взаимопонимания с кем-либо из «деятелей и защитников хорды» надежды никакой не было. Потому, выступая с протестом, активисты хотели донести только одно: они прежде всего выступают против нарушений закона при строительстве СВХ. Закон-то должен стоять надо всеми.

Однако таких, как они, в некоторых официальных СМИ записывали в «противников прогресса». Ведь всегда, как казенно-оптимистически утверждал один чиновник, сначала у новых проектов есть противники, а потом все понимают, что так лучше. Вот и с хордой будет то же самое… Когда в Москве благодаря хорде станет меньше пробок, все «несогласные» поймут, что они были неправы.

Северо-Восточная хорда Собянина проглотила 1250 гаражей, 12 га лесопарка «Кусково», множество деревьев на улицах Вешняков, «гложет» Храм Успения Пресвятой Богородицы. И будет, пока не случится катастрофа, поедать здоровье местных жителей.

Потому любые рассуждения о пользе хорды звучали для жителей Вешняков не иначе, как издевательство. А еще людей очень интересовало, как власти Москвы собираются решать новые проблемы, которые принесла с собой в Вешняки Северо-Восточная хорда. Одна из этих проблем — шум автомагистрали — в буквальном смысле витала в воздухе