Как «шумозащитные экраны» не спасают от шума и другие странности дорожного строительства в Москве
Северо-Восточная хорда — участок от Шоссе Энтузиастов до МКАД, проходящий через Вешняки, раз и навсегда изменил жизнь в этом районе. Вешняки теперь словно отрезаны от города хордой и железной дорогой. У некоторых жителей даже возникают ассоциации с гетто.
По дворам теперь проехать здесь крайне трудно: они забиты машинами. Ведь гаражи вешняковцев снесли, а парковаться где-то надо. Еще больше времени люди тратят каждый день, чтобы попасть в метро: теперь со стороны улицы Красный Казанец есть только один переход — подземный тоннель под СВХ.
Сейчас самая актуальная проблема для жителей домов вдоль хорды — это постоянный шум. И раньше в Вешняках не было тихо, как никогда и не бывает тихо в Москве. Но с хордой шум стал невыносимым. Люди, живущие у метро на улице Красный Казанец, теперь практически не открывают окна.
Дома на Красном Казанце находятся примерно в 70 метрах от СВХ. Пластиковые окна, по словам живущих здесь людей, не спасают.
Гул с дороги идет круглосуточно, непрерывно. По ночам комната освещена яркими огнями фонарей и фар машин с СВХ. Всё это ухудшает качество сна.
Особенно негативно на психику действуют низкочастотные вибрации от тяжелых самосвалов и рев мотоциклов со снятыми глушителями (мотоциклисты одно время почему-то полюбили гонять по хорде ночью). Так что спальным районом Вешняки уже не назовешь…
Несколько сгладить ситуацию могли бы шумозащитные экраны, которые закрыли бы Красный Казанец от СВХ. Они также обеспечили бы большую безопасность для пешеходов. Ведь случились у метро авария — обломки полетят прямо на людей. А сколько десятков тысяч человек здесь проходит ежедневно.
«Честно говоря, мы ведь думали: после всего, что нам натворили в Вешняках — снесли наши гаражи, вырубили деревья, покалечили Кусково, обрекли на разрушение Храм Успения, — шумозащитные экраны нам просто обязаны были сделать… Это было бы разумно хотя бы для снижения социальной напряженности. И так район был на грани социального взрыва», — говорит житель улицы Красный Казанец.
Инициативная группа жителей Вешняков надеялась напрямую задать свой вопрос об установке шумозащиты мэру. Весной 2018 года в ходе своей предвыборной кампании Собянин встречался с жителями районов Москвы. Однако прорваться на встречу активистам так и не удалось: информация о подобных мероприятиях и месте их проведения практически не распространялась. Это подтверждает опыт других районов города.
Тем не менее стало известно, что 22 мая на встрече в МосГу мэр обещал присутствовавшим жителям, что к открытию СВХ шумозащитные экраны будут установлены.
А 25 мая 2018 года на информационном портале ВАО вышла необычная новостная заметка о шумозащитных экранах.
Так, в заметке говорилось как раз о том, что шумозащитные экраны, высота которых составит 2,5 метра, будут располагаться «между железнодорожными путями и СВХ». Утверждалось, что эти экраны «защитят жителей ближайших домов не только от шума новой магистрали, но и от гула железной дороги».
Кроме того, автор заметки сообщал, что депутат партии «Единая Россия» Виктория Колосова «обратилась к мэру с просьбой проконтролировать процесс установки шумозащитных экранов». Как подтверждение приводились слова Собянина о том, что «экраны к открытию хорды уже должны стоять», что мэр поручит «Департаменту градостроительной политики взять этот вопрос на особый контроль».
Нелепость ситуации заключалась в том, что шумозащитные экраны, которые, по словам автора заметки, собирались устанавливать между ж/д путями и СВХ, никак не могут защитить жителей от шума автомагистрали, ведь дома находятся по другую сторону дороги.
И если депутат Виктория Колосова намеревалась позаботиться о жителях Красного Казанца, то ей ведь следовало просить мэра установить экраны именно между СВХ и Казанцем, а не ж/д путями и СВХ (толку-то от таких экранов?)…
«Описанное в заметке настолько фантастично, что не может быть правдой. Наверное, это просто ошибка», — решили вешняковцы.
4 сентября газеты сообщали о том, что Сергей Собянин, кандидат в мэры, приехал на открытие участка Северо-Восточной хорды. Никаких шумозащитных экранов между Красным Казанцем и СВХ 4 сентября не было.
И вот инициативная группа жителей Вешняков, закаленная бесконечной перепиской с вышестоящими инстанциями, отвечающими за процветание Москвы и комфорт и безопасность ее жителей, занялась вопросом о шумозащитных экранах между СВХ и Красным Казанцем.
В ноябре 2018 года активисты передали свое обращение по поводу установки экранов депутату Госдумы С. В. Железняку, который перенаправил написанное обращение в Правительство Москвы.
Ответ, полученный на днях от Департамента строительства, поразил вешняковцев своей противоречивостью и нелогичностью.
Так, в ответе сообщается, что «в рамках строительства СВХ …завершается установка шумозащитных экранов вдоль улиц Красный Казанец и Косинской со стороны железнодорожного полотна Казанского направления МК ЖД», а «с противоположной стороны хорды расположен природоохранный комплекс… который служит зеленой защитой для близлежащих жилых домов».
Но упомянутые в ответе «шумозащитные экраны со стороны железнодорожного полотна» — это на самом деле всего лишь ограждение железной дороги. Такие ограды всегда стоят вдоль ж/д путей, чтобы закрыть проход в зону повышенной опасности, связанной с движением поездов.
Они окрашены в цвета РЖД (светло-серый с красной полосой, как и все остальные такие же ограждения) и относятся к железной дороге, а не к хорде. Никакую шумозащиту (не только от хорды, а вообще ни от чего) они не обеспечивают — у них другое предназначение.
Точно так же не может защитить жителей близлежащих домов от шума и «природоохранный комплекс», изрядно прореженный в период строительства участка СВХ на улице Красный Казанец. К тому же эти редкие деревья растут только вдоль части улицы. Около метро, где также располагаются жилые дома, все деревья вдоль СВХ были вырублены в ходе строительства.
В заключительной части письма жители уведомляются о том, что «выполнение дополнительных шумозащитных мероприятий, не предусмотренных проектом, займет от 6 до 10 месяцев».
И потому, видимо, в письме заявляется, что «строительство шумозащитных экранов в рамках данного объекта не представляется возможным».
Остаётся загадкой, зачем пишут о сроках выполнения «шумозащитных мероприятий», которые никто не собирается проводить. Но всё-таки жителей заверяют в том, что «департамент строительства прорабатывает вопрос об установке шумозащитных экранов».
После чтения этого ответа жители подумали: что-то им этот ответ напоминает. И нашли новость с портала ВАО с предвыборными обещаниями мэра…
«Значит, обо всём было известно еще тогда, в мае. Они говорили про „шумозащитные экраны“, имея в виду эти железнодорожные ограждения. А нас всех просто обманули», — делает вывод житель Красного Казанца.
«На участках Северо-Восточной хорды, построенных ранее, до того, как жадность возобладала над желанием имитировать хоть какую-то заботу о жителях, экраны стоят даже в таких местах, где особой нужды в них нет, где ситуация не настолько напряженная, — говорит представитель инициативной группы. — Например, на участке СВХ вдоль 1-й улицы Измайловского зверинца, Электродного проезда, хотя там нет никаких домов, а экраны защищают Измайловский ПКиО».
Обещанных шумозащитных экранов на Красном Казанце по-прежнему нет. А около метро «Выхино» в недалеком будущем вновь начнутся строительные работы. Здесь будет возводиться крупный транспортно-пересадочный узел, который, по словам Сергея Собянина, должен стать «жемчужиной» города Москвы.
Однако почему-то вспоминается, что жемчуг — это болезнь ракушки. Образование жемчуга — защитная реакция организма моллюска на любое инородное тело, попавшее в мантию или между мантией и раковиной. Похоже, новый ТПУ станет новой болезнью Вешняков, инородным телом. Вот уж точно назвал Собянин!