Доктор исторических наук: Ленин создал народное государство
О значении фигуры Владимира Ильича Ленина для нашей страны и для всего мира корреспондент ИА Красная Весна побеседовал с доктором исторических наук, профессором, академиком Российской академии естественных наук (РАЕН) Семеновой Анной Владимировной.
ИА Красная Весна: Если бы Вы были президентом России, то что бы Вы считали правильным сделать в день 150-летия В. И. Ленина для себя лично и для страны в целом?
— К сожалению, в данный момент 150-летие Владимира Ильича приходится на сложное и тревожное время, когда все массовые мероприятия запрещены. Поэтому торжественно почтить его память большим собранием, возложением цветов, когда тысячи людей приходят к Мавзолею и к памятникам вождю, сейчас делается невозможным. Но что можно сделать в настоящих условиях?
Как мне кажется, можно было бы в интерактивной форме провести общероссийскую конференцию, чтобы люди могли обменяться мнениями и ответить на вопрос: что для них сейчас значит имя Ленина? Известно, как нам преподносят сейчас средства массовой информации, в основном либеральные, образ Ленина, изображая его чуть ли не врагом России и даже всего человечества! Клевета, искажение и передергивание фактов, вырывание ленинских высказываний из контекста стало нормой.
В этой ситуации широкое обсуждение в интерактивной форме важнейших вопросов, как, например, это практикуют левые партии во Франции, имело бы большое значение и позволило бы реально увидеть настоящее отношение значительной части нашего общества к памяти руководителя Советского государства и Коммунистической партии. Я не говорю — всего общества, потому что антиленинская пропаганда, ведущаяся в течение 30 лет, сыграла свою роль. Но всё-таки значительное количество наших соотечественников, думаю, больше половины, вопреки тенденциозным социологическим опросам, относится к личности Ленина положительно и одобряет его деятельность. Безусловно, в день юбилея желательно было бы почтить его память в СМИ, прежде всего, по телевидению. Не в форме оскорбительных передач, а с попытками объективного и уважительного отношения.
ИА Красная Весна: Есть ли какой-то эпизод в Вашей жизни, какое-то событие, которое было бы как-то связано с Лениным, его делами, трудами, мыслями? Расскажите о нем, пожалуйста.
— Начиная с моих студенческих лет и будучи в течение многих лет сотрудником Института российской истории Академии наук (до 1992 года Институт истории СССР), а также занимаясь преподавательской деятельностью в высших учебных заведениях Москвы, я пользовалась трудами Ленина. Прежде всего, созданной им концепцией русского революционного движения, в которой он показал тесную связь и преемственность поколений российских революционеров: от декабристов к разночинцам и затем к периоду, когда освободительную борьбу возглавил пролетариат. Эта мысль проведена им во многих работах. И его взгляды на революционный процесс в России широко изучались в советской исторической науке, прежде всего, моим учителем, академиком Милицей Васильевной Нечкиной (1901–1985), труды которой имеют непреходящее значение.
ИА Красная Весна: Имеет ли фигура В. И. Ленина какое-то значение для Вас лично?
— Меня всегда поражала его стойкость в борьбе с политическими противниками. Он был блестящий полемист. Изучая его жизнь, и, прежде всего, политическую борьбу, видишь, какой он обладал внутренней силой. Несмотря на временные поражения, отступления, он всегда находил в себе силы снова подняться и идти вперед с еще большей убежденностью, с большей целеустремленностью. Ведь недаром Маркс говорил, что революционер, который хоть раз пережил временное поражение, приобретает большую стойкость. Вся жизнь Ленина — это пример борьбы, преданности своим идеям и, самое главное, этой внутренней стойкости.
ИА Красная Весна: Как, по Вашему мнению, выглядит В. И. Ленин в сравнении с другими правителями России: дореволюционными, советскими и постсоветскими?
— Нельзя даже сравнивать такую фигуру как Ленин и последнего нашего императора Николая II, который не отличался ни твердостью характера, ни какими-либо определенными взглядами и убеждениями. Это был человек, который волею случая стал во главе огромного государства. Что касается советских деятелей, то, конечно, среди них были люди, приближающиеся по своим масштабам к фигуре Владимира Ильича, — хотя бы некоторые из его соратников и, конечно, Сталин. А о постсоветских деятелях в этом контексте даже невозможно говорить. Это пигмеи рядом с колоссальной фигурой, которые преуспели лишь в разрушении великого государства.
ИА Красная Весна: Каков, по Вашему мнению, главный вклад Ленина в историю России и, может быть, всего мира?
— Ответ совершенно очевидный! Все его великие предшественники, и прежде всего, Карл Маркс, создавший великую теорию, были в основном теоретиками. Владимир Ильич Ленин был первый в истории практик реализации диктатуры пролетариата и строительства социалистического государства.
Та Великая революция, которую он возглавил, не была переворотом, как часто об этом можно слышать и читать. Это была именно социальная революция, которая сменила уклад и тип государства. И превратила это государство поистине в народное, которое провело экспроприацию в интересах большинства. Может быть, она была в каких-то случаях несправедлива, это было естественно, но смотреть надо на результаты, когда все несметные богатства страны были отданы трудящемуся народу. В результате чего была построена новая экономика, социалистическая. Возникла новая культура, которая обслуживала интересы трудящихся. Перечень этих достижений можно продолжать и продолжать!
Деятельность Ленина — это пример для всего мира. И та революция в интересах трудящихся, которая осуществилась в 1917 году, вызвала к жизни ряд революционных движений — был создан Коминтерн. Влияние нашей революции охватило весь мир.
ИА Красная Весна: Как Вы оцениваете известные мифы о Ленине: будто бы он был немецким шпионом, будто бы он был кровавый палач и пр.?
— Это классические выдумки. Это желание принизить выдающегося человека.
В свое время Александр Сергеевич Пушкин в письме к П. А. Вяземскому, обсуждая смерть Байрона, который погиб в Греции во время греческого восстания за независимость, писал, что сейчас всякая чернь, имея в виду обывателей, начнет его поливать грязью и говорить, что «он так же низок и подл, как мы». Далее он эмоционально восклицает: «Врете, подлецы! Может быть, он и низок и подл, но не так, как вы». Тем самым поэт подчеркнул, что великого человека обыватели всегда желают принизить, опустить до себя, показать, что ему присущи такие же низменные цели и интересы.
То же можно сказать и сейчас! Но можно внести поправку: не подл и не низок. Он немецким шпионом не был — это всё, конечно, фантазии. А что касается слов «кровавый палач», можно заметить следующее.
Мировой опыт свидетельствует, что почти каждая революция не обходится, к сожалению, без жертв. Великая французская революция конца XVIII века известна эпохой террора, о масштабах которого до сих пор не утихают споры. Тем не менее Французская революция по своим последствиям была грандиозна! К чести французов, сейчас все отрицательные стороны революции отошли на второй план, а все достижения, включая знаменитый лозунг, означавший конец тирании: «Свобода, равенство, братство!», национальный гимн и трехцветный флаг, — присутствуют во Франции. 14 июля — День взятии Бастилии, в отличие от нашего праздника 7 ноября, не только не упразднен, а является главным национальным праздником Франции. Во всех календарях дата 14 июля отмечена двумя словами «La Fête Nationale» — Национальный праздник. Больше никаких объяснений не требуется, а президент страны под национальный гимн — великую Марсельезу — принимает парад на Елисейских полях.
Когда вы бываете во Франции, вы можете видеть на каждом здании мэрии любого округа Парижа и провинциальных городов, на фасаде, трехцветный революционный флаг и знаменитые слова: «Свобода, равенство, братство!» Прошло уже 200 лет с лишним, но эта символика осталась как национальное достояние, в отличие от отношения наших властей к Октябрьской Революции. И за возвращение нашего праздника надо бороться!
ИА Красная Весна: Как Вы относитесь к тому, что на 9 мая драпируют Мавзолей Ленина?
— Это просто оскорбительно для ветеранов, для коммунистов, для памяти не только Ленина, но и Сталина, который принимал парад в 1941 году с Мавзолея. Во время всех народных торжеств Сталин стоял на Мавзолее. И фашистские штандарты бросали к подножию именно Мавзолея в 1945 году. Драпировка мавзолея — это оскорбление нашей истории, памяти наших государственных деятелей. (Продолжение следует)