Когда после митинга идешь домой через кафешки, где люди сидят за бокалом вина и салатом «Цезарь», хочется подойти и перевернуть стол

Россию и Армению спасет великая культура? Интервью

Dietz Edzard. Ложа в опере. 1933
Dietz Edzard. Ложа в опере. 1933
Dietz Edzard. Ложа в опере. 1933

Происходящее сегодня в Армении — проигрыш в войне, политический кризис — лишь часть процесса нарастания нестабильности, охватившего весь мир, уверен кинопродюсер Армен Григорян. Но надежда на лучшее будущее и для Армении, и для России кроется в культуре: в древней армянской и в мощной мировой русской культуре, считает он. О связи культуры и политики с ним побеседовал корреспондент ИА Красная Весна.

Читайте также: Армению привели к поражению расслабленность и легкомыслие. Интервью

ИА Красная Весна: В чем надежда для Армении в сложившейся тяжелой ситуации?

— Есть теория, кстати мой товарищ защищал на этой теории кандидатскую, что в противоборстве нескольких стран, двух стран, двух культур, всегда побеждает та, у которой более мощная культура.

Поэтому я, кстати, думаю, что, в конечном итоге, мы победим турок. И поэтому я думаю, что с Россией ничего не случится.

Она будет переживать судороги, развалы империи и так далее. Ну всех трясет. Кстати, мир трясет. Вы посмотрите на других. То есть не так, что мы в Армении или в России как-то оригинальны. Всех трясет — пусть и нас потрясет. Но ничего не случится с Россией. У России одна из мощнейших культур в мире.

По моей оценке, скажем, литература просто номер один, это просто не обсуждается.

Что касается музыки, можно спорить на тему, кто номер один. И просто, скажем, присудить немцам и России первое место и закрыть этот вопрос. То есть там спор только Германия-Россия. Шуман или Чайковский…

Про поэзию говорить не буду. Мощнейшая поэзия.

Театр. До сих пор актеры всего мира по какой системе играют?

ИА Красная Весна: Станиславского и Михаила Чехова.

— Их две, этих системы, и они обе русские. О чем мы говорим? Просто ни о чем.

До 90-х годов, ну до 80-х точно, кино шло параллельно — американское, европейское и русское — то есть советское. Развал немножко подрубил кино.

В живописи неплохо, но, конечно не фонтан. Точно не первые три места, но тоже ведь есть же.

То есть мощнейшая культура — она объединяет людей, она привлекает людей. Ты хочешь быть носителем русской культуры не потому, что тебя заставляют, а потому, что она хороша.

Ты должен быть носителем какой-то культуры. Вот у тебя есть возможность — я имею в виду наше пространство — легко быть носителем русской культуры. Потому что есть русские школы, доступно русское телевидение, русские книги продают. Бери, неси в себе. Ну это же клёво — будь человеком!

Смотрите, афганцам ведь как тяжело. Афганскому ребенку очень трудно быть носителем какой-то культуры. У него нет специальных школ, а афганский язык ему не дает шанс быть носителем культуры. Носителем культуры становишься через язык. То, что в Армении были и есть еще куча русских школ, это позволяет кроме того, что ты носитель армянской культуры, еще быть носителем мощной мировой культуры — русской. Почему бы нет?

ИА Красная Весна: Было бы желание. Сейчас молодежь не всегда интересуется культурой. «Твиттер», интернет — книгу приличную не откроют…

— Это поколенческая проблема, не национальная. Что, в Москве не так? У меня два сына в Москве.

ИА Красная Весна: Конечно, я говорю про Россию в том числе.

— Да, это во всех странах. Но знаете, у меня ощущение, что это такая спираль развития. Ну побарахтаются в этих инстаграммах, тиктоках, и поймут, что все-таки жить дебилом как-то не в кайф. И вот эта спираль опять вернется на круги своя на другом уровне.

Я считаю, что культура — это единственное ценное, что мы создали на этой планете. Больше мы как Homo Sapiens ничего хорошего не сделали. У меня такое ощущение.

ИА Красная Весна: Мир спасет культура?

— Мне кажется, что да. Ну не наука же. Мы наукой только учимся убивать друг друга побольше и похитрее.

Наука нам дает кофейный аппарат, мы пьем капучино, он нам нравится, и мы начинаем плевать на Родину.

Когда после митинга идешь домой через кафешки, где люди сидят за бокалом вина и салатом «Цезарь», хочется подойти и перевернуть стол. Я понимаю, что буду сейчас всех обвинять и так далее. Ничего с собой не могу поделать. Очень хочу… Подойти, плеснуть это вино ему в лицо и перевернуть стол с салатом «Цезарь».

Читайте также: Армяне не замечали, как их продавали и хотели убить. Интервью

Вот к чему приводит цивилизация. Становишься бараном на обочине, которого продают, чтобы зарезать. Просто ему там на обочине дают травку зеленую пожевать, а здесь салат «Цезарь». Но разница не принципиальна.

ИА Красная Весна: То есть, наверное, наука должна служить культуре? Например, кинематограф — как он возможен без науки?

— Ну да… Я думаю, что у науки свои задачи. Через науку мы познаем мир, так же, как через культуру. Это, наверное, нам поможет. Но через науку мы познаем мир, а с помощью культуры мы создаем свое представление о мире, мы создаем свой мир через культуру.

И кроме нашего вида Homo sapiens никто больше на планете не может производить культуру. Другой вопрос, что не все Homo sapiens этим заняты.

ИА Красная Весна: А если вернуться к политике?

— Если к политике… Разлагающийся режим Никола Пашиняна пытается тут людей напугать своими дешевыми арестами. «Будут наказаны, уголовные дела…» Тоже мне, дуче деревенский…

Никого это не пугает. Что они с нами сделают больше того, что уже сделали?

Он не понимает, что не все такие, как он. Ради того, чтобы посидеть в хорошо отремонтированной комнате, как премьер-министр, что ему всю жизнь было недоступно, и он знал, что никогда это ему не будет доступно при его достоинствах и талантах, ради того, чтобы поносить костюмы за несколько тысяч баксов, он за это всё продаст.

Он не понимает, что не все так думают. Не все за это всё продадут.